#Картина мира

#Суд и тюрьма

Ципи и Биби

16.02.2009 | Георгий Мирский, заслуженный деятель науки РФ | №06 от 16.02.09

Израиль отказал женщине. В премьерском кресле

Израиль: выборы прошли. Теперь предстоит выбор. Кто получил больше всего голосов на израильских выборах? Ответ: Ципи Ливни с партией «Кадима». Кто имеет наибольшие шансы стать премьером? Ответ: Биньямин Нетаньяху с партией «Ликуд». Парадокс?

На самом деле парадокса нет — такова неизбежность израильской пропорциональной системы выборов, при которой ни одна из крупных партий не может создать правительственную коалицию, не заручившись поддержкой мелких партий. В кнессете (парламенте) — 120 депутатов, значит, премьеру необходимо получить поддержку более 60 депутатов парламента.

Проигравший плачет

Выборы стали катастрофой для левой Партии труда («Авода»), старейшей израильской партии, имеющей выраженную социал-демократическую направленность. «Авода» получила всего 13 мест. Причин на то несколько: это и постоянно увеличивающаяся численность евреев-сефардов, выходцев из стран Ближнего Востока, Африки, Средней Азии. У них более высокий, чем у европейских евреев-ашкенази, уровень рождаемости. Вторая причина — рост численности «харедим», то есть ортодоксальных евреев, для которых «Авода» слишком светская партия. Наконец, большую роль сыграло и общее поправение израильского общества в вопросе отношений с палестинцами. Когда была надежда на реализацию политики «земля в обмен на мир», большинство поддерживало «Аводу». Однако начавшаяся в 2000 году интифада — вооруженное восстание палестинцев, а также приход ХАМАС к власти в Газе привели к тому, что израильские «голуби» потеряли влияние. Все больше людей стало говорить: «Ушли из Южного Ливана — получили «Хезболлах» с ракетами, ушли из Газы — получили ХАМАС с ракетами. Уйдем с Западного берега — и там установят новые иранские ракеты, которые смогут долетать до Тель–Авива… И что тогда?»

Победители

Эти факторы как раз и сыграли на руку правой партии «Ликуд», которая в прошлом кнессете имела 12 мест, а сейчас получила 27. 59-летний бывший премьер-министр Биньямин Нетаньяху (которого в Израиле зовут просто Биби) выступает против ухода с Западного берега, за создание там новых поселений; по существу, это отказ от идеи палестинского государства. Он мог бы добиться и подавляющего преимущества на выборах, если бы с «правой» стороны у «Ликуда» не появился соперник в виде партии «Исраэль бейтена» («Наш дом — Израиль») во главе с выходцем из Молдавии Авигдором Либерманом. Ему удалось создать сильную партию, основу которой составляют русскоязычные иммигранты, и получить 15 мест в кнессете. Позиция выходцев из России и стран СНГ в отношении урегулирования конфликта с арабами отличается жесткостью и непримиримостью. Возможно, здесь проявилась присущая немалому числу россиян ксенофобия: к арабам относятся так же, как многие в России к выходцам с Кавказа и из Средней Азии. Здесь — «Россия для русских», там — «Израиль для евреев». Менталитет тот же.

Либерман, в прошлом помощник Нетаньяху, сегодня — главный «ястреб» в Израиле. Он, можно сказать, «перебибил» самого Биби.

Наконец, «Кадима», левоцентристская партия, созданная в свое время покинувшим «Ликуд» тогда премьер-министром Ариэлем Шароном, который уже третий год находится в коме. Партия «Кадима» получила 28 мест — больше, чем ожидали, но меньше, чем надеялась Ципи Ливни — министр иностранных дел Израиля, претендующая на пост премьер-министра. (The New Times подробно писал о Ципи Ливни в № 41 от 13 октября 2008 года). Ливни, понимая, что Биби — ее главный соперник, шла под пиар-слоганом: «Кроме меня, никто не может предотвратить победу Нетаньяху». И многие традиционные сторонники «Аводы», видя объективное ослабление этой «лейбористской» партии, скрепя сердце проголосовали за «Кадиму».

Выбор Переса

Теперь президент Израиля Шимон Перес должен решить, у кого из двух политиков, каждый из которых уже объявил себя победителем и будущим премьером, наибольшие шансы сформировать кабинет, получив голоса более 60 депутатов кнессета. Предпочтительнее выглядит Нетаньяху: если он договорится с Либерманом (который, скорее всего, претендует на пост министра обороны), а также с религиозной партией ШАС (13 депутатов) и более мелкими правыми партиями, он наберет большинство. Правда, у Либермана плохие отношения с «религиозниками», что может все осложнить. А Ципи Ливни может рассчитывать лишь на «Аводу» и маленькую левую партию «Меретц» (3 депутата), у нее голосов не хватит. Нельзя исключать и вариант «большой коалиции», что бывало неоднократно: «Ликуд» плюс «Кадима» плюс кто-либо из мелких партий (но только не партия Либермана, с ней уж Ципи Ливни точно не по пути). Согласится ли незаурядная женщина и весьма эффективный политик проглотить свои амбиции и повторить путь Хиллари Клинтон?

Выбор Израиля

Последняя война конечно же серьезно повлияла на исход выборов. Безопасность стала главным вопросом прошедшей кампании. Дилемма: либо согласиться с созданием палестинского государства, либо «оставить все как есть». Первый вариант упирается в тот факт, что ХАМАС все еще контролирует Газу, а позиции более договороспособного Махмуда Аббаса (лидера ФАТХ) существенно ослабли. Учитывая острейшие противоречия между двумя палестинскими фракциями, каждая из которых господствует на своей территории (ХАМАС — в Газе, Аббас — на Западном берегу), перспектива создания единого правительства палестинцев (на чем настаивают и арабские страны, в первую очередь Египет, и западные государства, и Россия) выглядит пока что более чем сомнительной. Договориться только с лидерами ФАТХ бесполезно, а вести переговоры с ХАМАС невозможно, да ни одно израильское правительство и не будет. Налицо тупик. Можно, как требуют «ястребы», попытаться выйти из него путем еще одного, «окончательного» военного удара по Газе, с тем чтобы вообще ликвидировать ХАМАС, но это связано с такими морально– политическими издержками в мире, что вряд ли какой–либо израильский кабинет, если только он не будет представлять собой коалицию партий Нетаньяху и Либермана, на это пойдет. Помимо всего прочего, новая война в Газе чревата крупными беспорядками и на Западном берегу, ужесточением антиизраильских настроений населения этой территории, что сведет практически к нулю возможность соглашения с ФАТХ. Тогда сама идея заключения мира с «умеренными» палестинцами потерпит фиаско и все вернется фактически ко «второму варианту», то есть сохранению статус-кво. Но фундаментальный порок этого варианта в том, что на неопределенный срок сохраняется израильская оккупация Западного берега со всеми, уже хорошо известными последствиями: новые «интифады», ответные рейды израильских танков в палестинские города, террористические акции смертников-шахидов и порицание внешнего мира.

«Большая коалиция» (партии Нетаньяху и Ливни плюс мелкие партии) — это лебедь, рак и щука. Никакого движения никуда. «Правая коалиция» («Ликуд» плюс националистическая «Наш дом — Израиль» Либермана) — похоронный звон по всем «дорожным картам» и резолюциям ООН. И снова все возвращается на круги своя…


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.