#Деньги

#Дети

Бизнес не по-детски

02.11.2010 | Алякринская Наталья | № 36 от 01 ноября 2010 года

Школьник Антон и его бизнес

34-1a.jpg
Антон Навернюк со своими конструкторами в студии «Фантазеры». На заднем плане — руководитель студии Анжелика Навернюк

Бизнес не по-детски.
Одаренные дети, способные изобретать не хуже взрослых, были всегда. Но сегодня одного таланта мало — нужно доказать, что твоя идея способна работать на рынке. Взрослые проблемы детского предпринимательства изучал The New Times


«Навернюк Антон Михайлович, изобретатель», — Антон протягивает корреспондентам The New Times свою визитную карточку, заметно стесняясь. Ему всего 15, учится в 9-м классе средней школы № 1811 Измайловского района Москвы. «Изобретатель» — это не амбициозная самохарактеристика, а документально подтвержденный факт. Антон — владелец трех патентов и соучредитель малого предприятия. Первый патент он получил еще в 12 лет: подросток создал детский развивающий конструктор из крышек от йогуртов, пластиковых бутылок и скорлупок от «киндер-сюрпризов», просверливая в них отверстия так, чтобы из составных частей можно было собирать самые причудливые фигуры. «Обычный бытовой мусор дает массу возможностей, просто мы их не замечаем, — объясняет Антон. — Из этих деталей можно собрать более 2,5 тыс. различных фигурок». Свой конструктор он назвал «АНТазия» — от собственного имени Антон, английского ant — «муравей» и слова «фантазия». Это изобретение и дало ему ключ от взрослой жизни.

От парты к ООО

Изобретать Антон начал с пяти лет, когда соорудил потайной ящик, который открывался нажатием кнопки. Ящик помог соорудить папа-программист. Затем была идея фигурного фонтана, видоизменяющего струи с помощью разнонаправленных потоков воздуха. А дальше — студия «Фантазеры» при школе № 1811, создание еще двух конструкторов — «Волшебные спиральки» и «Леко», победы в районных и городских детских конкурсах, участие в выставках. На одной из таких выставок Антона и подстерег счастливый случай.
 

Именно из детей-изобретателей формируется класс «решателей проблем», которые будут одинаково успешны в любой сфере благодаря навыкам нестандартного мышления  


«Когда я увидела конструкторы Антона, они мне так понравились, что тут же решила купить их для своих племянников, — рассказывает Кира Сергачева, генеральный директор ООО «АНТазия». — Я даже не поняла, что они сделаны из подручных материалов. Но оказалось, конструкторы не продаются, потому что не производятся. И я решила, что так просто это дело оставить нельзя». Кира, в то время студентка экономического факультета МГУ, как раз специализировалась на инновациях и венчурном инвестировании. Конструктор Антона стал ее первым самостоятельным проектом.
34-2a.jpg
Так возникло малое предприятие — ООО «АНТазия». Антон — руководитель научной части, Кира и две ее коллеги, студентки экономфака МГУ и Высшей школы экономики — коммерческий «двигатель» проекта. Они с энтузиазмом взялись за работу. Выяснилось, что российский рынок развивающих игрушек замечательно перспективен: вплоть до 2013 года, по всем оценкам, он будет стабильно расти на 25–30% ежегодно, а объем рынка конструкторов составляет $147–158 млн. При этом, по данным Национальной ассоциации игрушечников России, на отечественную игровую продукцию приходится всего 12%, а из оставшихся 88% — три четверти составляют не слишком качественные поделки китайского производства.

Ребята радовались своим маленьким победам: в 2008 году Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек выдал положительное экспертное заключение, а Департамент образования Москвы рекомендовал использовать конструктор Антона в детских дошкольных учреждениях. То, что конструктор изобрел ребенок, послужило «приманкой» в маркетинговой стратегии: «Под эту идею мы подготовили и дизайн сайта компании, и ее общую концепцию: она направлена в первую очередь на поощрение детей к изобретательству, — рассказывает Кира. – Выходить на рынок можно под девизом «Изобретать — это здорово» и «Ты можешь изобретать». Наконец, ребята наладили отношения с магазинами и выяснили, как можно сравнительно дешево оформить международные патенты. Оставалось найти производителя и инвестора.

Без помощи ангела

«Главной проблемой было найти завод, который мог бы изготовить пресс-формы, — рассказывает Елизавета Акинина, исполнительный директор ООО «АНТазия», студентка ГУ-ВШЭ. — Мы обзвонили около 15 предприятий — никто не проявил никакой заинтересованности». Откликнулись лишь на предприятии «Ростехинновация» в городе Волжском, там самостоятельно просчитали расходы и согласились разместить заказ. После этого юные менеджеры смогли составить смету проекта: инвестиции они оценили в 3,6 млн рублей — на изготовление пресс-форм, выпуск пробной партии, сертификацию и создание сайта. При этом срок окупаемости проекта получился 18 месяцев.

Но расчеты расчетами, а деньги деньгами. Хотя инвестиции на запуск бизнес-проекта оказались очень небольшими, молодые люди из ООО «АНТазия» столкнулись с вполне взрослыми проблемами. Надежды на помощь и участие бизнес-ангелов не оправдались.* * Подробнее о бизнес-ангелах см. The New Times № 31 от 7 сентября 2009 года. По словам Киры Сергачевой, бизнес-ангелов, которые на Западе играют огромную роль в развитии любого нового бизнеса, в России очень мало, по разным оценкам, не более 250 человек. «Наш проект не совсем инновационный, но на Западе ангелы инвестируют в любой новый интересный и перспективный бизнес, — поясняет Кира. — Известный пример — косметическая компания Bodyshop, которая сегодня стала всемирно известной благодаря качественно новым продуктам».

Бизнес-ангелы занимаются исключительно коммерческим инвестированием, расставляет акценты Вадим Стреналюк, заместитель исполнительного директора Национальной ассоциации бизнес-ангелов России. «Такие проекты, как создание детских конструкторов, могут рассчитывать только на спонсорскую помощь либо на государственные программы поддержки инновационного предпринимательства», — говорит Стреналюк. Спонсоров на горизонте не видно, а потому «АНТазия» обратилась за господдержкой. Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы выделил на проект Антона Навернюка субсидию 750 тыс. рублей. Какие-никакие, а деньги, но тут сработали знаменитые российские бюрократические барьеры: оказалось, для получения денег нужно переоформить патент Антона на саму компанию. «Это требование бюджетного законодательства: деньги на реализацию инновационных проектов выделяются только тем предприятиям, которые имеют или право на эту разработку (то есть являются патентообладателями), или лицензию на нее, — объясняет Нелли Козырева, главный специалист Московского городского центра инноваций и высоких технологий (МИВТ-Центр). — Просто с физическими лицами — авторами и патентообладателями департамент не работает».

Гении на старте

Пока патент переоформляется на ООО «АНТазия», детская фантазия рвется вперед. Свидетель тому — Анжелика Навернюк, мама Антона, руководитель студии детского творчества «Фантазеры» при школе № 1811. «АНТазия» изначально создавалась как компания, которая будет заниматься не только разработками Антона, — говорит Анжелика. — В будущем мы хотим искать и запускать в производство любые стоящие детские идеи». А такие идеи в студии «Фантазеры» рождаются регулярно. 14-летняя Саша Иванова, к примеру, придумала конструктор одежды: «Его можно использовать в повседневной жизни, — говорит школьница, одевая юную модель в свои заготовки. — Ноу-хау в том, что отдельные детали наряда крепятся друг к другу с помощью кнопок: это очень удобно для тех, кто любит часто менять одежду и стиль, но не имеет времени на шитье».

Нелли Козырева из МИВТ-Центра подтверждает: Россия наполнена детскими идеями, полезность которых зачастую конкурирует с идеями взрослых, надо только дать им взрослую поддержку. «Но отдельно для детей форм финансовой поддержки пока нет, — констатирует Козырева, — а московская городская программа развития научно-технического творчества молодежи, которая разрабатывалась в 2008 году и широко обсуждалась, из-за кризиса не принята». В итоге дети сталкиваются с теми же проблемами, что и взрослые: по словам Нелли Козыревой, цикл реализации изобретения — до 10 лет с момента подачи заявки на патент. Неудивительно, что до воплощения доходит, по разным оценкам, лишь 4–10% всех изобретений.
34-3a.jpg
При этом в Европе активно используют детское мышление в серьезном бизнесе: «Институт Lego (Нидерланды), создатель знаменитого конструктора, с удовольствием работает с детьми, привлекая их в качестве экспертов, — свидетельствует Антонина Цицулина, президент Национальной ассоциации игрушечников России. — У детей 8–12 лет еще незашоренное креативное мышление, которое ценно для новых разработок». Именно из детей-изобретателей формируется класс «решателей проблем», которые будут одинаково успешны в любой сфере благодаря навыкам нестандартного мышления, говорит Цицулина.

Впрочем, Нелли Козырева уверена в будущем Антона Навернюка — не только изобретательском, но и предпринимательском: «Думаю, он создаст свою империю масштаба Lego, — говорит она. — Антон прирожденный изобретатель и стратег». «Таких креативных детей, как Антон, в России не так уж много, — подтверждает Антонина Цицулина. — Он не очень умеет о себе рассказывать, но поверьте, у него очень большое будущее, мы о нем еще услышим».

А пока Антон получил еще один патент на гидроэлектростанцию нового типа и вынашивает очередную идею — создание автомобиля, устойчивого к дорожным авариям. Тем временем Кира Сергачева получает степень MBA в США: «Хочу применить получаемые знания на практике, — объясняет она. — Моя самая большая мечта: довести проект с «АНТазией» до конца, чтобы играть в конструкторы Антона могли не только российские дети, но и дети по всему миру». И быть может, если имя Антона станет знаменитым, какой-нибудь бизнес-ангел всплакнет, узнав, что не стал первым в продвижении юного, когда-то совсем не известного таланта.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.