Он сказал: если из Франции уедут триста человек, Франция станет страной идиотов. Гипербола? До какой-то степени — и еще с какой стороны посмотреть. Ибо таких, как Паскаль, в XVII веке (да и в любом другом, пожалуй) триста человек не наберется и на всю Европу…

Стать страной идиотов довольно легко — любой стране.

Отплытие из России «философского парохода», наверное, смотрелось частностью на бурном политическом фоне тех лет. И даже вкупе с последующей поэтапной зачисткой вовремя не уплывших — результат дал о себе знать не сразу. Но уже через десять лет степень идиотизма обнаружилась с полной несомненностью.

«До чего они венозны, и до чего им нужен кислород…» — писал Мандельштам про толпу, прущую из советского кинозала. (Как Булгаков и тысячи других — сам он уехать подальше от этой толпы уже не мог.)

Обескислороживание нации, выкачанный из страны воздух мысли и свободы дают почти медицинский эффект: идиоты становятся общественной доминантой.

Памятный кадр из «Обыкновенного фашизма» Михаила Ромма: немецкие писатели идут обедать. Точнее сказать, их ведут обедать — какой-то съезд, что ли... Год примерно тридцать шестой — и надо ли пояснять, что среди обедающих нет и быть не может ни Томаса Манна, ни Бертольда Брехта…

Но все это — вершины, чье отсутствие на горизонте хотя бы заметно. Есть, однако, еще и тихое ежедневное кровотечение из страны, беззвучное вымывание нации. И для наблюдения за этим эффектом мне не требуется ВЦИОМа…

В середине 80-х я вел театральный кружок во Дворце пионеров на Ленинских горах. Сегодня моим «пионерам» — вокруг сорока, и по моим прикидкам, примерно каждый четвертый из них живет не в России. Их разбросало от Дублина до Кейптауна; Берлин, Париж, Иерусалим, Нью-Йорк, Сан-Франциско…

Возвращаются единицы.

В жирные нефтяные времена эмигранты потекли было обратно на Родину в поисках заработка — знакомый бизнесмен назвал это «вахтовым методом»; в советское время, по его словам, ровно за тем же летали из Москвы в Уренгой… Теперь этот совхоз имени Ста сорока долларов за баррель закрылся, и Россия снова стоит столько, сколько стоит ее отношение к собственным гражданам.

То есть очень недорого.

Поглядите на условия получения американских «грин-карт»: Америка по-прежнему всасывает лучшие мозги! Взамен предлагая людям — всего лишь — возможности для их реализации. Без «черных» и «красных» «крыш», без системы «наезд — откат — отъезд », в которой так преуспела наша администрация…

Пока здесь царит этот рэкет, осененный двуглавым орлом, отсюда уезжают и будут уезжать. И никакие нацпроекты демографию не спасут. Деторождение — это неплохо, но надо еще, чтобы на Родине хотелось жить.

Советская эмиграция была всякой — «идеологической», «еврейской» (по сути или только по форме), наконец, «колбасной»… Те, кто строил самую презрительную мину при упоминании о последней, отоваривались, как правило, в распределителях…

Колбаса с тех пор в России появилась — уважения к человеку не прибавилось ни на грош. И сегодня уезжают те, для кого именно это является сверхценностью. Кто не согласен быть быдлом и подставкой под вертикаль, кто не хочет этого для своих детей.

Мамы юношей предпризывного возраста рвут когти с Родины с особой страстью, ближе к восемнадцатилетию отправляя чад уже под любым предлогом, в любую сторону…

Самых продвинутых ждут стэнфорды и сорбонны.

Может быть, среди этих мальчиков есть и паскаль.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.