Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Column

#Суд и тюрьма

Подмена бюджета

23.02.2009 | Николаев Игорь, директор департамента стратегического анализа компании ФБК | №07 от 23.02.09

С бюджетом страны на текущий год по-прежнему мало что понятно: сроки рассмотрения поправок в Закон о федеральном бюджете-2009 уже неоднократно переносились. Ясно одно: итоговая версия будет сильно отличаться от первоначально принятой в октябре 2008 года. Тогда Госдума утвердила заведомо нереалистичный бюджет, невзирая на то, что кризис уже входил в острую фазу своего развития.

Сегодня речь идет фактически о принятии совершенно другого бюджета, основывающегося на принципиально иных исходных макроэкономических показателях: думали, будет рост ВВП на 6,7%, а оказалось — падение (последняя официальная оценка Минэкономразвития — минус 2,2%); прогнозировали инфляцию в 8,5%, а будет в 1,5–2 раза выше. Очевидно, что с мечтами о бюджетном профиците (планировался 1,9 трлн рублей) тоже придется расстаться. По экспертным оценкам, дефицит бюджета может достигнуть 10% ВВП. О том, что глубина падения может оказаться еще большей, свидетельствуют данные о промышленном провале января (–16%) .

Тем удивительнее, что правительство заявляет, что расходы бюджета урезать не собирается. Ранее они были запланированы в 9 трлн рублей, сейчас премьер допускает, что расходная часть может быть даже несколько больше. Правда, это не означает, что расходы не пересматриваются. Фактически речь идет о замещении одних расходов другими. Прежние — из принятого в конце октября бюджета — должны быть уменьшены на сумму около 2 трлн рублей. Примерно на такую же сумму должны быть увеличены расходы на антикризисные мероприятия.

Потратить эти антикризисные деньги планируется на госзаказ, вхождение государства в капитал предприятий, субсидирование процентных ставок по кредитам. А еще нужны деньги для обеспечения госгарантий предприятиям, попавшим в правительственный перечень системообразующих организаций. Возможно, часть средств пойдет и на помощь банкам...

Вывод из этого можно сделать лишь один: власти по-прежнему продолжают бороться с кризисом, заливая экономику деньгами. Это, знаете ли, такой менталитет: «бабло решает все». Но ведь уже понятно, что он не работает в противостоянии кризису! Только порождает новые проблемы: девальвацию рубля, отток капитала за рубеж, опустошение международных резервов Банка России...

При этом удивительно, что «антикризисные» деньги замещают расходы, которые с гораздо большей вероятностью дали бы эффект. Повсеместно урезаются инвестиционные расходы: например, по Минобразованию это затраты на строительство общежитий и учебных корпусов. А в бюджете Минтранса более чем на 40% сокращаются расходы на строительство дорог. Между тем строительство транспортной инфраструктуры считается в мире очень эффективной государственной мерой стимулирования экономики в период экономических кризисов. К примеру, Китай намерен весьма сильно вкладываться в строительство транспортной инфраструктуры в целях преодоления кризиса.

Получается, что нынешняя работа по корректировке бюджета начинает все больше напоминать банальную борьбу чиновников разных ведомств за больший объем перераспределяемых госсредств. Неважно, кризис за окном или подъем, но негласный закон, согласно которому административный вес ведомства или конкретного чиновника определяется объемом перераспределяемых им бюджетных ресурсов, действует железно!


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.