#Родное

#Суд и тюрьма

Шпионаж по профсоюзной линии

2009.06.04 |

Барабанов Илья

Силовики внедряют своих агентов в профсоюзное движение. Как и 20 лет назад, во время экономического кризиса времен «красного заката», спецслужбы пытаются обзавестись своими информаторами в рабочей среде. The New Times убедился: методы работы сотрудников спецслужб не изменились

Лидера профсоюза General Motors Евгения Иванова попытались завербовать в рамках расследования уголовного дела. Иванова, который возглавил профсоюз только в декабре 2008 года, избили 8 февраля в Петербурге, чему предшествовали многочисленные телефонные угрозы. Инцидент для Северной столицы привычный: в ноябре 2008 года аналогичное нападение было совершено на лидера профсоюза завода Ford Алексея Этманова. Расследование по факту нападения на Этманова пока ничем не завершилось, уголовное же дело об очередном избиении очередного профсоюзного лидера повернулось весьма неожиданным образом. Иванова пригласили на беседу в Центр по борьбе с экстремизмом (бывший УБОП — Управление по борьбе с организованной преступностью). «Приглашать на беседу меня начали сразу после избиения, — сказал Евгений Иванов в интервью The New Times. — Но я был на больничном, встреча несколько раз откладывалась. Один раз я даже согласился, но не смог приехать: состояние здоровья ухудшилось. Тогда мне позвонил оперативник и сказал: «Мальчишка, ты зря не приехал. Ты не понимаешь, с какой структурой связался».

Волнения ожидаемы

Отлично понимая, с какой структурой он связался, Иванов решил в одиночку на встречу со следователями не идти и обратился за помощью к адвокату правозащитной ассоциации АГОРА Дмитрию Динзе. Вдвоем они и отправились в здание на улице Рузовская в Адмиралтейском районе Петербурга. «Беседовал со мной начальник центра Михаил Ильин, — говорит Иванов. — Он предложил дружбу в обмен на помощь. Он сказал, что в обмен на безопасность я должен буду сливать информацию о деятельности профсоюза заводов General Motors. Еще он сказал, что если у меня возникнут какие-то проблемы с работодателями, то оперативники их легко решат». И Иванов, и адвокат Динзе, также присутствовавший при этой беседе, вышли со встречи в полной уверенности, что профсоюзного лидера пытались завербовать. В Центре по борьбе с экстремизмом The New Times отказались прокомментировать рассказ Евгения Иванова.

Адвокат Дмитрий Динзе: «Удостоверения этот офицер не показал, но представился начальником центра. Он говорил, что сами по себе профсоюзы — явление хорошее и положительное». Начальник Центра по борьбе с экстремизмом Михаил Ильин, по словам Динзе, сказал своим собеседникам следующее: «Мы опасаемся, что в профсоюзе могут возникнуть разного рода нежелательные элементы. Например, националистического толка, которые могут влиять на общую обстановку, на сам профсоюз и будоражить трудящихся. Тем более сейчас кризис. Волнения ожидаемы — и хотелось бы предотвратить осложнения ситуации».

20 лет назад

Вербовка агентов в профсоюзной среде — давнее изобретение КГБ. Ровно 20 лет назад, в 1989 году, когда по СССР прокатилась первая мощная волна шахтерских забастовок, КГБ СССР начал активно внедрять своих агентов в рабочее движение. Итогом этой работы стали вот такие отчеты:

«Комитет государственной безопасности СССР

30 апреля — 2 мая 1990 года в г. Новокузнецке Кемеровской области проходил I Всесоюзный съезд независимых рабочих движений, в котором приняли участие представители стачечных комитетов Воркуты, Кузбасса, Донбасса, Караганды и др. регионов. Повышенный интерес к работе названного съезда проявили причастные к деятельности спецслужб противника аккредитованные в СССР инокорреспонденты, представители польской «Солидарности», открытые члены НТС, а также неформальные организации антиконституционной направленности «Саюдис», «Рух» и др.

Для оказания практической помощи в организации проведения мероприятий в Новокузнецкий ГО УКГБ вместе с негласными источниками (то есть секретными агентами КГБ. — The New Times) командировались сотрудники 6-го Управления и Управления по защите советского конституционного строя КГБ СССР. В результате принятых мер удалось локализовать подрывные устремления противника по сбору негативной информации об обстановке в рабочей среде. Совместные действия по руководству источниками, прибывшими на съезд в качестве делегатов, консультантов и гостей, позволили предотвратить принятие экстремистских решений и их действий со стороны отдельных рабочих делегаций и их лидеров, сорвать формирование централизованного руководства забастовочным движением в стране и его подчинение радикально настроенным политическим авантюристам и организациям антиконституционной направленности.

Начальник Управления по защите советского конституционного строя КГБ СССР генерал-майор Иванов Е.Ф. Начальник 6-го Управления КГБ СССР генерал-майор Савенков Н.А. 3 июня 1990 года»

И тогда, и сейчас государство находилось в глубоком экономическом кризисе. Внедрение «кротов» тогда, как известно, не помогло. Как сложится на этот раз?

В начале февраля 2009 года в Петербурге разразился другой «шпионский скандал». Стало известно, что в ряды молодежных оппозиционных движений внедрялись кремлевские агенты, информировавшие центр о планах и деятельности оппозиции. Подробно об этом The New Times писал в № 5 от 9 февраля 2009 года.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share