Бунину дано было место у смертного одра России. Отпеть. Благословить, проводить и оплакать. Бунин был «деревенщиком», но без желания изменить этот мир. Он был одним из немногих в агрессивно-сострадательной русской литературе, которая возжаждала абсолютной справедливости, кто понимал: социальная справедливость невозможна на этой грешной земле. Бунин писал о несчастных и обездоленных с болью и горячим сочувствием: мы никогда не забудем умирающую от голода Таньку из одноименного рассказа; умершего с голодухи Мишку из «Вестей с родины»; умирающую, брошенную всеми Аксинью, старушку из «Веселого двора». Однако писатель понимал, что нужны долгие десятилетия, чтобы это преодолеть.
Впрочем, герои Бунина отчаянно несчастны, даже если у них есть средства. Умирает от родов прекрасная Натали («Натали»). Уходит в монастырь героиня «Чистого понедельника». Стреляется Митя из «Митиной любви». Лиза из «Ворона» отдается богатому старику. Убивают Олю Мещерскую из «Чистого дыхания». Нет счастья на русской земле.
„
Бунин один из всех прогрессистов не обрадовался Февралю 17-го. Он понимал, что из всего этого получится. Он всюду цитировал свою беседу со знакомым крестьянином: «Пропала Россия, не можем мы себе волю давать. Взять хоть меня. Ты не смотри, что я такой смирный. Я хорош, добер, когда мне воли не дано. А то я первым разбойником, первым разорителем, первым вором окажусь. Недаром пословица говорится — своя воля хуже неволи».
Бунин один из всех прогрессистов не обрадовался Февралю 17-го. Он понимал, что из всего этого получится
”
Увы, Бунин, оказался прав. Писатель едет на юг, становится идеологом Белого движения, читает в Одессе блестящую лекцию «Великий дурман». Он порывает с Горьким, покидает Россию на «Спарте» в 1920-м, как капитан, последним оставляющий тонущий корабль. Уже в Париже напишет страшные «Окаянные дни» — о России, завоеванной «новыми печенегами». А Париж Бунину не нужен, он пишет только о своей загубленной стране, какая уж она ни есть. Он не воспевает, он прощается. И эта скудная неяркая жизнь его рассказов кажется желанной и манящей, потому что дальше будет хуже.
Бунинские саги о предсмертной России потрясли мир, и он получил Нобелевскую премию в 1933-м. Он будет правильно жить при фашистской оккупации: почти голодая, не возьмет ничего у гитлеровцев, не пустит их на порог. А потом не пустит на порог сталинских эмиссаров, приглашающих вернуться и сулящих золотые горы. В 1953 году он успокоился в могиле на Сен-Женевьев-де-Буа.
Бунин определил достойное поприще для русской интеллигенции: страдать за Россию и терзаться от невозможности ей помочь. Не уклоняться от бремени этих мук. И никогда не говорить: «И жизнь хороша, и жить хорошо».