Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Без политики

#Суд и тюрьма

На посту стоять!

09.03.2009 | Стахов Дмитрий | №09 от 09.03.09

До первой звезды. Великий пост для истинно верующих — время очищения. Для других — способ похудеть. Откуда идет традиция религиозного поста и как его соблюдают в информационном обществе — изучал The New Times

Само собой, водки я не пил, табаку не курил, соблюдал чистоту телесную, а такое направление жизни, известно, не нравится врагу рода человеческого, и захотел он, окаянный, погубить меня и стал омрачать мой разум, все равно, как теперь у братца. Самое первое, дал я обет не кушать по понедельникам скоромного и не кушать мяса во все дни, и вообще с течением времени нашла на меня фантазия. В первую неделю Великого поста до субботы святые отцы положили сухоядение, но трудящим и слабым не грех даже чайку попить, у меня же до самого воскресенья ни крошки во рту не было, и потом во весь пост я не разрешал себе масла ни отнюдь, а в среды и пятницы так и вовсе ничего не кушал. То же и в малые посты. Бывало, в Петровки наши заводские хлебают щи из судака, а я в стороночке от них сухарик сосу. Антон Чехов. «Убийство»

Если внимательно вчитаться в Библию, то можно обнаружить интересную подробность — первоначально человеку было позволено питаться исключительно растительной пищей: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу» (Быт. 1, 29). Люди до Всемирного потопа отличались, таким образом, не только удивительным долголетием, но и вегетарианством. Что, кстати, не помешало им в конце концов впасть в разврат и мерзость, вызвавшие Божий гнев и кару. Разверзлись хляби небесные и…

Апостольское послабление …

Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещение, с визигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»... а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Иван Шмелев. «Лето Господне»

И лишь после того, как Ной и его сыновья причалили к Арарату, было дано разрешение на употребление в пищу мяса: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9, 2-3). Правда, уже Хаму, Симу и Иафету было запрещено есть что-либо живьем, употреблять в пищу кровь и, соответственно, мясо с нестекшей кровью.

Через чистоту к святости

Собственно, пищевые ограничения во всех монотеистических религиях отражают общую идею о том, что человек, избранный к служению Единому святому Богу, сам должен быть чист и свят, и им должна употребляться лишь «чистая» пища. И это не только вопрос гигиены — речь прежде всего идет о внутренней чистоте. В этом смысл принятых в христианстве постов. В особенности же — в соблюдении правил так называемого Великого поста. Древнейшие из церковных писателей, например, Дионисий Александрийский, утверждали, что протяженность Великого поста в сорок дней была установлена непосредственно апостолами. Сделали они это в подражание Моисею и Иисусу Христу, постившимся каждый по сорок дней, один в Синайской, другой — в Иудейской пустынях.

Хотя существуют и источники, по которым пост составлял не сорок дней, а сорок часов или же двое суток. Делалась такая временная «скидка» опять же ради желавших креститься язычников, которых первые отцы Церкви просто боялись строгостью отвадить от принятия христианства.

Жесткий ритуал

В мясоед утроба ликует. Так пусть в пост хоть глаз радуется! Иван Крылов (из воспоминаний)

Тем не менее начиная с IV века Великий пост уже существовал повсеместно. Такой пост был очень строг, включал в себя дни, в которые вообще не ели или же ели только всухомятку и только после появления первой звезды. Тертуллиан настаивал на том, чтобы днем был наложен запрет даже на воду, что вообще выглядело довольно странным в странах с жарким климатом. Тертуллиан, вошедший в историю помимо прочего летучей фразой: «Верую, ибо абсурдно!» — был крайне жесток в плане соблюдения ритуалов, считал, что во время поста богохульной является любая радость, причем даже церковное «лобзание мира» полагал несовместимым с правилами Великого поста. Учение древней Церкви о Великом посте было суммировано Гангрским собором,¹ на котором анафеме были преданы как те, кто без крайней необходимости для здоровья нарушает установления поста, так и те, кто осуждает собрата, вкушающего мясо с благословения в дозволенное время.

Восточная церковь, еще до формального разделения с Римом, крайне усилила значение Великого поста, и нарушение его установлений было приравнено к ереси. По большому счету подобное отношение к Великому посту сохранилось и в нынешней Русской православной церкви, хотя, конечно, в наши дни отлучать нынешних «еретиков» вряд ли кто решится. Важно еще и то, что в Византии законодательство покровительствовало как Церкви, так и посту, и существовали законы, по которым в дни Великого поста запрещались любые зрелища и массовые увеселения, закрывались бани, лавки, запрещалась торговля мясом, приостанавливалось судопроизводство, рабовладельцам предписывалось освобождать рабов от работы и даже отпускать на время поста на волю.

Не все, что растет

В наши дни во время Великого поста по церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего лишь два раза — на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное воскресенье. Причем рыба может быть отварной, копченой, соленой или сушеной, но не жареной, так как для жарения используется масло. Строгий пост подразумевает и исключение некоторых продуктов растительного происхождения, таких как морковь, свекла, красный перец, помидоры: их сок отождествляется с кровью. Рецепты многих постных блюд сохранились со времен крещения Руси и имеют византийское, греческое происхождение. Добавлялись лишь «новые» овощи — ведь до конца XVII века на Руси распространены были только капуста, чеснок, лук, огурцы, редька и свекла.

Пост в эру интернета

Католическая церковь первоначально следила за соблюдением поста почти с такой же строгостью, как и Церковь восточная. Позже отношение к соблюдению постных предписаний стало более мягким, и ныне правила о постах в Римско-католической церкви строгостью не отличаются. В дни Великого поста, за исключением пятниц и суббот, разрешается все, даже мясо. Существует ограничение на приемы пищи в течение одного дня (не более трех раз в день), а по воскресеньям нет никаких ограничений. Более того, папа Павел VI сократил даже время поста перед причастием до одного часа, хотя первоначально такой пост длился в обязательном порядке сутки.

Хотя недавно епископ Модены монсеньор Бенито Кокки призвал католическую молодежь на время Великого поста по пятницам — в самый строгий день постного времени — отказаться от общения через SMS. В своем послании епископ подчеркнул, что SMS никогда не поможет молодым людям освободиться от пристрастия к виртуальному миру и обратиться к самим себе, прикоснувшись к миру своих душ. В этом году великопостные призывы к самоограничению касаются, однако, не только SMS. В Трентино, на северо-востоке Италии, католических верующих попросили по воскресеньям не ездить на автомобилях, в Венеции их призвали ради защиты окружающей среды пить воду не из бутылок, а из-под крана.

Католики таким образом пытаются как бы быть ближе к настоящему, к современному обществу, к информационной эре. Православие, жестко следующее установленным почти две тысячи лет назад правилам, в этом отношении, несомненно, и консервативнее, и ближе к истокам, которых якобы так взыскует наш человек. С другой стороны, консервативная позиция, несмотря на строгость и внешнюю стройность, не гибка, не способна к диалогу. Трудно представить, что живущий в современном ритме россиянин может следовать всем предписаниям Великого поста. Ведь тут надо помнить, что предписания касаются ограничений не только в пище, но в общественной и социальной жизни. К тому же многие в России слишком уж уделяют внимание внешнему, забывая о внутреннем. Нарочитое, напоказ следование постным предписаниям при пристальном внимании приобретает почти фарисейские черты. Быть может, не в пище телесной все-таки подлинный смысл поста, а в пище духовной? В том, чтобы совершенствоваться не едой, а делами?

Капустные котлеты

Мелко нарезать 500 г капусты, добавить воды, 2 ст. ложки растительного масла, тушить до полуготовности. В капусту всыпать 2–3 ст. ложки манной крупы, варить, непрерывно помешивая, 15 минут, посолить, поперчить, размешать и охладить. Сформировать котлеты, запанировать в сухарях, обжарить на постном масле.

Картофель с орехами и гранатом

Отварить в кожуре 3–4 картофелины, очистить, нарезать кубиками. Из двух столовых ложек измельченных грецких орехов, 3 зубчиков чеснока, мелко нарезанного репчатого лука, 0,5 стакана сока граната приготовить соус, залить соусом картофель. Посыпать салат зеленью петрушки и укропа.

Обед Святейшего Патриарха «в среду первыя недели Великого поста 1667 года: хлебца чет; папошник; взвар сладкий, с пшеном и с ягоды, с перцем да с шафраном; хрен; греночки; капуста топаная холодная; горошек зобанец холодный; киселек клюквенный с медом; кашка тертая с маковым сочком».

Суп из гречневой крупы

В кипящую воду положить подготовленные нарезанные 4 картофелины, через 10 минут добавить 1 стакан гречневой крупы, 1 некрупную натертую на терке морковь, 1 мелко порезанную луковицу, свежую зелень, соль. Варить еще 20 минут.

_______________

1 Состоялся предположительно в 340 или 341 году в г. Гангре, Малая Азия.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.