#Главное

#Театр

Драма абсурда

12.10.2010 | Антонова Екатерина | № 33 от 11 октября 2010 года

Как провезти спектакль через границу

Драма абсурда. Спектакли и выставки застревают на границе — из-за нелепых правил и неграмотности таможенников

174-19-01.jpgВыставка картин французских классиков из парижского Центра Жоржа Помпиду откроется в Эрмитаже не 5-го, как планировалось, а 13 октября. Предметы искусства застряли в аэропорту: неделю не могли утрясти возникшие таможенные формальности, необходимые при перевозке через границу ценностей такого рода. Публика волновалась, но тут, по крайней мере, речь шла о шедеврах мирового значения. С трудностями же сталкиваются практически все, кому приходится перевозить через границу фургоны с декорациями и оборудованием для концертов и спектаклей. Организаторы фестиваля NET (Новый Европейский Театр) отменили несколько лет назад гастроли спектакля, который ждала вся Москва. «Соня» Нового рижского театра в постановке Алвиса Херманиса не доехала из-за очередей на таможенном посту Латвия — Россия. «Проблема в том, что въезд на территорию России из Европы слишком узкий — Финляндия и Латвия, а транспорта идет много, — рассказала директор фестиваля NET Евгения Шерменева. — На таможенном посту собираются огромные очереди из грузовиков. Какая тогда разница, что кто везет — театральный реквизит, лекарства? Кто может определить очередность в этом случае?»
Другой спектакль фестиваля, вильнюсский «Ромео и Джульетта» Оскараса Коршуноваса, не состоялся из-за того, что водитель фуры с декорациями решил ехать через Белоруссию, в которой не принимают транзитный АТА карнет.* * Карнет АТА — международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров.
Примеров такого рода хватает. Алексей Гончаренко, главный специалист кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ, говорит, что ему часто приходится слышать о проблемах с таможней от директоров российских фестивалей, на которые приглашают зарубежных участников: «Нередко бывает, что контейнер с декорациями простаивает на границе по несколько суток. Все нервничают, зрители купили билеты, а спектакль оказывается под угрозой срыва». С кукольными спектаклями проще: здесь российской стороне достаточно попросить своих гостей не декларировать декорации и реквизит, а прово­зить их как личный багаж участников спектакля. Многие гастролеры и сами предпочитают путешествовать налегке, поэтому просят найти необходимые для оформления детали прямо на месте выступления. Обычные стулья, ширму и несколько кубов без труда можно оты­скать в цехах любого театра.
Однако далеко не все проблемы решаются так просто. Декорации «взрослого» спектакля, который идет на большой сцене, в чемодане не увезешь. Европейским гастролерам зачастую сложно понять разницу в правилах перевозок внутри Европейского союза и за его пределами. Даже те театры, которые уже бывали в России и сталкивались с усложненными процедурами временного ввоза, говорят собеседники The New Times, забывают со временем, что у нас есть собственные таможенные законы. Эти законы не противоречат таможенным правилам АТА, но осложнены пересечением границы Евросоюза. Здесь и начинаются проблемы по урегулированию и согласованию правил перевозки.
Некоторые правила временного ввоза грузов в нашу страну кажутся европейским театральным людям абсурдными. Например, нельзя привозить свой грим или исходящий реквизит для спектакля (то есть вещи одноразового использования, которые «играют» на сцене: бумагу, свечи, гвозди), поскольку закон подразумевает идентичность ввозимого и вывозимого имущества. Специалисты говорят, что если хотя бы один гвоздь будет оставлен в России, формально это будет нарушением правил и повлечет за собой штрафы. Временный ввоз-вывоз, согласно международному законодательству, не облагается налогами, существует в отдельном правовом поле — в отличие от коммерческих грузов. Но не все сотрудники таможни знают это правило, поэтому у театров и возникают сложности. Кардинально решить проблему можно, считают организаторы фестивалей, только сняв границы, как в Европе. «Но ведь это нереально, поэтому надо просто заранее готовиться и все проверять и перепроверять», — подводит итог Евгения Шерменева.
Поэтому (поскольку никаких нормативных документов, облегчающих жизнь гастролеров, не предвидится) организаторы, чтобы перестраховаться, вынуждены приво­зить в Москву декорации и оборудование заранее, предпочитая оплачивать здесь дни простоя транспорта, но не рисковать на границе.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.