Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Кино

Завтра будет завтра

14.10.2010 | Антонова Екатерина | № 33 от 11 октября 2010 года

В Москве открывается 2morrow

Завтра будет завтра.
С 14 по 18 октября в Москве пройдет фестиваль артхаусного кино «2morrow/Завтра», придуманный несколько лет назад режиссером Иваном Дыховичным. Зрители увидят самые яркие современные российские и западные «малобюджетные» фильмы. Что особенно интересного будет на 2morrow — узнавал The New Times

Небольшие фестивали ценны тем, что собирают фильмы, которые в обычном прокате не увидишь. Нынешний октябрь на редкость богат. Месяц начался с «Осенней эйфории» в «Ролане» — программы, составленной кинокритиком Андреем Плаховым. В кинотеатре «Горизонт» проходит уже ставший традиционным AmFest — фестиваль американского кино, там демонстрируются фильмы, часть которых никогда у нас не выйдет ни в прокат, ни на DVD. В конце октября начнется фестиваль артхаусного кино «Два в одном». Всего за месяц на фестивальных площадках москвичи смогут посмотреть 120 картин.

174-46-01.jpg
«Воодушевление». Режиссеры Галина Мызникова и Сергей Проворов

«2morrow/Завтра», стартующий 14 октября, — самый крупный в России фестиваль такого рода, он создавался как альтернатива ММКФ и дает возможность ценителям кино как искусства увидеть то новое, что появляется в «кинолабораториях» мира. В жюри фестиваля на этот раз — американец Ли Дэниэлс, который снял получивший двух «Оскаров» фильм «Сокровище», украинский режиссер Сергей Лозница, картина которого «Счастье мое», снятая в России, в прокат здесь не вышла, Михаил Кричман — оператор Андрея Звягинцева («Возвращение») и Алексея Федорченко («Овсянки»), Марк Адамс, ведущий кинокритик британского издания Screen Daily, и Брюс Ла Брюс, канадский режиссер, сценарист, снимающий очень рискованное кино с элементами порнографии.
Программа «Завтра» очень насыщенна — за четыре дня будет показано 43 фильма. В этом году фестиваль посвящен Шарунасу Бартасу, которого у нас практически не знают, а между тем, по мнению программного директора фестиваля Антона Мазурова, это «второй по значимости после Андрея Тарковского выпускник ВГИКа». Впервые в Москве будет показана ретроспектива его фильмов. В конкурсной программе сделан акцент на авторском кино, которое создано на небольшом, иногда просто символическом бюджете. На примере этих фильмов устроители фестиваля хотят показать, что хорошее кино можно снимать и за сравнительно малые деньги. 

174-46-02.jpg
«Искушение святого Тони». Режиссер Вейко Ыунпуу
 
Надо оговориться, что представление о «малых» деньгах в разных странах разное. В Америке скромный бюджет — это $5–10 млн, во Франции, которая считается раем для кинематографистов, это €2 млн, российский малобюджетный фильм сегодня — около миллиона долларов. Но применительно к 2morrow можно говорить о еще более скромных бюджетах: в программе есть фильмы, снятые и за $50 тыс. Ни один конкурсный фильм — их десять — не стоил больше миллиона долларов.
«Честную бедность» уравновешивают внеконкурсные программы, рассчитанные прежде всего на молодых. В программе «DOC — открытия современной артбогемы» и «Музыка.DOC» фестиваль представляет яркие личности, тех людей, которые определяют современное искусство на своей художественной «территории». Для киноманов составлена программа «Турбулентность», в рамках которой будет показан самый скандальный фильм этого года — «Зомби из Лос-Анджелеса» режиссера Брюса Ла Брюса. Этот режиссер делает авторское кино в стиле документализированной гей-треш эстетики. Самая известная его картина — «Малиновый рейх», призер андеграундного фестиваля в Мельбурне. На вопрос The New Times, не слишком ли перенасыщен московский октябрь артхаусным и «неформатным» кино, Антон Мазуров ответил, что такая концентрированность, конечно, бросается в глаза, но это на фоне общего «бесфестивалья» в России: «Уже даже в Петербурге — полтора фестиваля. Отдельные смотры есть в регионах, и часто они существуют как независимая инициатива. Фестивали же с господдержкой, как правило, отличаются непонятным выбором фильмов. Фестивалей «без точки смысла», подобных «Лучезарному ангелу», проходящему под пат­ронатом жены президента Светланы Медведевой, довольно много по России. Тем не менее это тоже возможность посмотреть некое «другое» кино. При этом выстроенной фестивальной системы в России нет». 

174-46-03.jpg
«Ловушка для крабов». Режиссер Оскар Руис Навиа
 
Куратор «Завтра» этого года Сергей Бодров, составивший собственную программу фестиваля из нескольких фильмов, которые повлияли на него лично и на его творчество (такая возможность предоставляется куратору), сказал The New Times, что рассчитывает на отклик продвинутого зрителя. Режиссер уверен: «В Москве он есть».


Фестиваль «2morrow/Завтра» проводится в Москве с 2007 года. Первые два года его возглавлял Иван Дыховичный. В рамках фестиваля в Россию впервые привезли свои фильмы Мишель Гондри, Лео Каракс, Чун Хобон. Именно на «Завтра» впервые были показаны картины «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, «Интервью» Стива Бушеми, «Однажды» Джона Карни, «Я убил свою маму» Ксавье Долана, «Класс» Лорана Канте и др. Своей задачей фестиваль считает поддержку и продвижение новых направлений в кинематографе, знакомство российского зрителя с «мировым контекстом авторского кино». После смерти Ивана Дыховичного было решено, что у фестиваля не будет нового председателя, но каждый год будет новый куратор.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.