
Заведомо сильный конкурс (впрочем, возможны любые разочарования) — вряд ли совпадение, скорее эффект конца десятилетия: уже не в первый раз перед очередным обнулением счетчика кинематограф накапливает термоядерный заряд и прорывается из старого контекста в новый, из только что устоявшихся традиций к новому языку и тематике.
В 1959 году на Круазетт показали «Хиросима, моя любовь» Алена Рене (новая работа которого в этот раз снова будет показана в конкурсе), а режиссерский приз за «Четыреста ударов» тогда получил дебютант и вчерашний кинокритик Франсуа Трюффо — так, собственно, и началась французская «новая волна». Десять лет спустя, в 1969-м, отчаянно хиппующий Дэннис Хоппер привез сюда «Беспечного ездока» — фильм, открывавший эпоху «нового Голливуда», самого важного и плодотворного периода в американском авторском кино. В другой конкурсной работе, «Если...» британца Линдсея Андерсона, был поставлен знак равенства между юностью, революцией и насилием — важнейшая для того времени и не теряющая актуальности до сих пор тема.
Под конец предыдущего десятилетия, в 1999-м, в Каннах отступал определивший 90-е постмодернизм. Один из его классиков, Питер Гринуэй, был освистан с «8 1/2 женщинами». Другой — Дэвид Линч — снял «Простую историю», сюжет которой шокирующим образом соответствовал названию. «Золотая пальмовая ветвь» досталась тогда малоизвестным бельгийцам братьям Дарденнам — за «Розетту», первую ласточку новейшего реализма, который на несколько лет стал главным направлением кинематографа и теперь, возможно, уступит место чему-нибудь иному. (Судя по приветственному посланию президента фестиваля Жиля Жакоба, источник вдохновения Канны ищут в том числе в интернете и новых медиа, а откроется киносмотр мультфильмом «Вверх» — работой студии «Пиксар», превратившей компьютерную анимацию в род высокого искусства.)
В основном конкурсе нет российских картин, но сразу две — очень разные — есть в программе «Особый взгляд»: костюмный «Царь» Павла Лунгина (про Ивана Грозного) и «Сказка про темноту» Николая Хомерики — современная история одиночества. Оба уже стали частью «каннской номенклатуры» (дебют Хомерики «977» был показан в 2006 году в том же «Особом взгляде», Лунгин — неоднократный лауреат). Так или иначе, благодаря им знаковый фестиваль первого десятилетия нового века пройдет не без участия России.