Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Политика

Соотечественники, объединяйтесь!

27.04.2009 | Старовойтенко Надежда | №16-17 от 27.04.09

«Русские истории» собирают по кадрам
У русских всё веселее. 28 апреля в Москве состоится презентация проекта «Русские истории». Выходцы или дети тех, кто когда-то уехал из Советского Союза и России, прислали свои видео-, аудио- и печатные материалы, посвященные стране своих корней. Какой видят Россию наши соотечественники за рубежом — выяснял The New Times

В кадре 9-минутного мини-фильма «Мой Петербург» — двенадцатилетняя Моника из Нью-Йорка. Моника родилась в этом Городе желтого дьявола, но говорит оборотами русского языка XIX века: чисто и чрезвычайно литературно. В сегодняшней России, тем более подростки, так не разговаривают. Моника рассказывает о своих впечатлениях от Санкт-Петербурга, читает стихи Пушкина, рассуждает о Петербурге Достоевского и Гоголя…
За кадром фильма остались петербургские бабушка и дедушка Моники, в гостях у которых девочка и влюбилась в российскую Северную столицу.
Другие 9 минут, другая история — фильм «Про любовь». Сергей Савельев, молодой человек лет двадцати пяти из Риги. Он не может ходить, его речь трудно разобрать. Сергей сочиняет стихи: «Когда я пишу, чувствую, что я живой». На стихи Сергея рижский композитор Арнис Милтониш пишет песни. Милтониш говорит, что для него очень важно передать «ощущение русского языка»...
За кадром фильма «Про любовь» — история о том, как русский язык в Латвии был практически под запретом, и родители-латыши, из страха перед русофобами, запрещали своим детям говорить по-русски, взимая штраф за каждое русское слово. Но Сереже Савель­еву на запреты было наплевать.

History & Story
«Слово «история» в названии конкурса несет двойной смысл, — говорит один из организаторов проекта, проректор Гуманитарного института телевидения и радиовещания (ГИТР) Татьяна Комарова. — Конкурсной работой может стать как history — рассказ о тех или иных эпизодах из русской истории (например, созданный по воспоминаниям родителей, бабушек, дедушек), так и story — интересный случай из жизни автора фильма, отражающий русский менталитет, характер».
Среди «исторических» работ — воспоминания узников минского еврейских гетто, короткометражка об истории российского цирка... Среди story — короткометражка «Москва—Париж—Москва» о Жене Маресь­евой. Она, правда, не совершала подвигов, как ее знаменитый однофамилец, но сумела сделать сказку былью. В 20 лет она, написав письмо французскому профессору и получив от него приглашение на учебу, уехала из Москвы и поступила в один из парижских университетов. Ходила на лекции по экономике и штудировала язык; сушила феном простыни в своей сырой квартирке и рассылала в сотни компаний написанные от руки резюме («здесь принято отправлять рукописные резюме — так ты проявляешь уважение к потенциальному работодателю»). Наконец, Женя нашла хорошую работу в Ницце, но через некоторое время, бросив все, решила вернуться на родину («у русских всё веселее — здесь, во Франции, даже Новый год празднуют как-то неправильно»). Перед отлетом во французском аэропорту девушка встретила итальянца Леонардо… Хеппи-энд.

История вместо тусовок
Работы на конкурс присылает как русско­язычная молодежь из стран СНГ и дальнего зарубежья, так и студенты ГИТР (место действия их историй — современная Россия). «Когда мы думали о создании этого проекта, то хотели сделать его интересным не только для молодых соотечественников за рубежом, но и для студентов нашего института, — рассказывает президент ГИТР Юрий Литовчин. — Не все же им снимать ночные клубы и всякие тусовки! И «Русские истории» заинтересовали многих студентов — вот, например, короткометражка «Барин». Герой фильма «Барин» — пожилой человек, который, продав жилье в Москве, переехал в деревню на Валдае. Объясняя свое решение, старик говорит: «Конечно, если бы здесь не было электричества, то эта деревня ничем не отличалась бы от деревень XIX века. Тут не очень просто жить. Но жизнь здесь как-то чище, правильнее...»
Говоря о критериях оценки конкурсных работ, Литовчин отмечает: «Конечно, нельзя сравнивать по уровню профессионализма студенческие фильмы и работы, снятые любителями на любительской же видеоаппаратуре. Поэтому, оценивая присланные на конкурс видео, мы будем обращать внимание не на их профессионализм, а на сюжеты».
Все конкурсные видеоработы¹ с 28 апреля можно увидет­ь на сайте проекта www.russian-stories.com. «Такая творческая лаборатория, открытая интер­нет-площадка, на наш взгляд, очень нужна талантливым молодым людям, интересующимся отечественной историей и культурой», — говорит Татьяна Комарова. Интерес соотечественников к конкурсу вполне объясним, считает она: «Изучение, осознание российской истории позволяет ребятам с корнями из России, родившимся уже за рубежом, найти общий язык и понять своих родителей и бабушек с дедушками. А значит, лучше понять самих себя».


1 Мини-фильмы на конкурс «Русские истории» можно присылать до 30 сентября. Победители получат денежные призы и будут приняты в ГИТР без экзаменов на бесплатное обучение.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.