Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Родное

#Политика

По первому классу

27.04.2009 | Базанова Екатерина, Белоомут —Каданок — Москва Фото автора | №16-17 от 27.04.09

Школы, которые нас выбирают
В первый класс по конкурсу.  Десятки московских школ устраивают для шести-семилеток настоящие вступительные экзамены, с конкурсом и проходными баллами. Сколько стоит стать первоклассником и чем подготовка к школе грозит ребенку — выяснял The New Times

Воспитательница будит шестилетнюю Асю в середине тихого часа. Сегодня у нее четыре занятия: математика, чтение, художественное творчество и иностранный язык. «Если бы можно было обойтись без этого, я бы с удовольствием без этого обошлась, — говорит мама Аси Виктория. — Но в нашу школу, 1666-ю, с углубленным изучением французского, по-другому не попасть. Есть только два пути поступления: через «их» детский сад или вот через эти подготовительные курсы. У нас знакомые пытались просто так туда ребенка устроить, но ничего не вышло. Нам лично, конечно, никто не говорил, что без курсов и приходить бесполезно, но мы точно знаем, что это именно так».
Асю водили на занятия два раза в неделю. Четыре урока по полчаса. На французском детей учат уже не только читать, но и писать. Подготовительные курсы длятся семь месяцев, с октября по апрель. Поступить было тяжело: конкурс — 4 человека на место. Две группы по 14 человек, с каждого 2500 рублей в месяц. После трех месяцев занятий — строгий логопедический отбор, проверка перед дальнейшим изучением французского. Ася его благополучно прошла, а ее маме намекнули, что при условии оплаты всего цикла подготовительных курсов и последующих учебных успехов дочери зачисление пройдет безболезненно, без дополнительного собеседования. В этом году 1666‑я французская набирает два первых класса. В середине мая должны быть вывешены списки первоклассников, утвержденные в районо. Тогда и станет известно, прошла Ася или нет.

Слезы на прописи
Поступление в школу № 825,1 как рассказала мама шестилетней Маши Ольга, проходит еще сложнее: «Мы ходили на подготовительные курсы. Там учили писать, считать, читать. Они прошли учебник Петерсон по математике, букварь Жуковой и еще было два дополнительных учебника. Занимались два раза в неделю по два с половиной часа. Домашние занятия были довольно объемными, у нас они иногда по три-четыре часа занимали. Были слезы и большая нелюбовь к прописям».
Семимесячные курсы стоили 15 400 рублей и не были гарантией поступления: официально в школу зачисляли по результатам устного собеседования ребенка с учителем и завучем. Но, по словам Ольги, принципиальное значение имели оценки за письменные контрольные работы по математике и русскому, которые были чем-то вроде выпускных экзаменов подготовительных курсов. На контрольной по русскому было, например, такое задание: «цветовой анализ», когда ребенку диктуют слово, он его записывает печатными буквами и под ним цветными карандашами рисует схему — каждая буква обозначается квадратиком определенного цвета, в зависимости от того, гласная она или согласная, звонкая или глухая. Конкурс в ЦО № 825 — 3 человека на место. Маша туда уже поступила. «Я даже и не знаю, чем они в первом классе будут заниматься, она у меня уже так много знает!» — восхищается дочерью Ольга.

Мандельштам и логопед
Завуч младших классов ЦО № 1852 Ирина Соловьева уверена, что «дошколка» чрезвычайно полезна для детей. Она помогает им привыкнуть к присутствию чужого взрослого — учителя и научиться взаимодействовать в коллективе ровесников. Курсы позволяют сделать переход из детства в школу наименее болезненным, а педагогам помогают понять, в каком классе ребенок будет чувствовать себя наиболее комфортно.
«Дошкольное развитие, адаптация ребенка в коллективе, раскрытие творческих способностей — само по себе это прекрасно и полезно, — говорит руководитель Института возрастной физиологии Марьяна Безруких. — Но на коммерческих курсах при престижных школах занимаются не этим, а натаскиванием и дрессировкой, а это не только неэффективно, но и вредно». Почему-то многие родители уверены, что их чадо обязательно к началу школы должно уметь читать и писать. Это совершенно не­обязательно, считает Марьяна Безруких. Детей, которые сами к этому стремятся, очень мало, процентов 20, а то и меньше, но мамы и папы заставляют, и в итоге ребенок складывает слова, но не понимает смысла. У таких детей в начальной школе могут возникнуть очень серьезные проблемы, их придется переучивать. Бывают анекдотические случаи. «Ребенок не выговаривает пять букв, а родители заставляют его учить стихи Мандельштама! У нас 60% детей приходят в первый класс с несформированной родной речью, но мамы, вместо того чтобы обратиться вовремя к логопеду, заставляют их учить английский в детском саду! Учить ребенка иностранному в отрыве от языковой среды — пустая трата времени», — утверждает эксперт.

Необходимое зло
Подготовительные курсы существуют в большинстве московских школ. По данным департамента образования правительства Москвы, их посещают около 80% детей. Популярность «дошколки» росла пропорционально тому, как уменьшалось количество детских садов, и записаться в них становилось все сложнее. Она изначально была придумана для «домашних» детей, чтобы компенсировать им недостаток общения со сверстниками и максимально облегчить последующую адаптацию к школе.
Получить лицензию на дополнительные платные услуги учебным заведениям было достаточно легко, а «помощь детям» вскоре начала приносить и прибыль. Тогда «дошколка» и была превращена в негласное, но обязательное условие при поступлении. Родителям руководство школы обычно объясняет это популярностью учебного заведения или особенностью «языковых» школ и гимназий.
Однако, как сообщили корреспонденту The New Times в департаменте образования, при записи в первый класс никакие государственные учебные заведения не имеют особенных преимуществ: ни языковые школы, ни гимназии, которым набор на конкурсной основе разрешен только с пятого класса. «Запомните, пожалуйста, у нас не поступление детей в первый класс, а запись! Зачислять только после курсов или проводить любые испытания на выявление знаний ребенка — это нарушение закона», — говорит пресс-секретарь департамента образования Александр Гавриков.
На вопрос, что же делать школе, если заявлений на поступление подано в несколько раз больше, чем могут взять, пресс-секретарь сказал, что должны брать тех, кто пришел первым, отдавая преимущество детям из близлежащих домов. И это касается всех государственных школ. Тем не менее большинство родителей относится к вступительным экзаменам как к неизбежности — иначе в «хорошую» школу не поступить. Вне зависимости от того, живет ли ребенок в «близлежащем доме» или на другом конце Москвы.

Согласно приказу Департамента образования правительства Москвы, при записи в первый класс руководство школы может требовать только три документа: заявление от родителей, медицинскую справку и свидетельство о рождении ребенка. Отказ в зачислении возможен только в двух случаях: при отсутствии свободных мест и по медицинским показаниям.

«Дошкольные» цены
Занятия на подготовительных курсах (в месяц):
ЦО № 1852 — 1700 руб.
ЦО № 825 — 2200 руб.
ЦО № 1666 — 2500 руб.
Школа № 656 — 2900 руб.
Школа № 57 — 3500 руб.
ГОУ СОШ № 1944 — 8000 руб.

Услуги частных репетиторов:
от 600 руб. до 2000 руб. за одно занятие (60 мин.)

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.