#Политика

#Родное

Сочинский прикуп

2009.06.04 |

Барабанов Илья

Как столица Олимпиады пережила избирательную кампанию
«В Сочи идет полноценная политическая схватка», сказал президент в недавнем интервью «Новой газете». Что отличало эту «схватку» и как будущая столица Олимпиады-2014 выбирала мэра — наблюдал The New Times

«Так вы все-таки брали деньги у корейцев или нет?» — на площади перед кинотеатром «Юбилейный» в сочинском микрорайоне Донской несколько десятков человек окружили кандидата Бориса Немцова. История о том, как некие корейские бизнесмены якобы пытались предложить Борису Немцову $200 тыс. за срыв Олимпиады, была сначала вброшена в интернет, а все предшествующие выборам дни активно тиражировалась телеканалами Краснодарского края. «Это политическая смерть Немцова», — с важным видом говорили в камеры никому не известные политологи. «Я очень уважала Бориса Ефимовича, но после этой истории ни за что за него не проголосую», — делилась с камерой девушка, представлявшаяся студенткой одного из сочинских институтов, а на самом деле активистка прокремлевского движения «Молодая гвардия». На сайте Life.ru была выложена видеозапись встречи Немцова, на которую наложили смонтированный звук. В организации этой провокации Немцов обвинил заместителя губернатора Краснодарского края Мурата Ахеджака, которого в городе называют «наш Сурков», а Немцов — «краснодарский Геббельс». В штабе Немцова шутили: не пустить ли по городу машину, на борту которой будет написано «Ассенизатор. Телевидение Кубани». Впрочем, «отметились» не только краснодарские СМИ: из Москвы в Сочи освещать, как Немцов «проваливает» кампанию, был выслан целый десант из прокремлевских интернет-СМИ. «Третью неделю здесь сидим, тупеем, три заметки всего выпустили», — пожаловался один из «десантников». «Из телевизора грязь одна льется, — жаловался сочинец Александр. — Закончились бы выборы уже, что ли». — «А в чью пользу бы закончились?» — «Не знаю, я вот за Немцова. Он хоть родился тут, и опыт у него есть».

Неравная схватка
Полноценная политическая схватка предполагает равные условия борьбы кандидатов, их программ, идей. Но конкуренции в Сочи как раз не было. Кандидат от «Единой России» и.о. мэра Анатолий Пахомов пользовался успехом у местных телеканалов (их около пяти), которые отказались размещать агитационные ролики Немцова. Пахомов мелькал в каждом новостном выпуске то вместе с губернатором Краснодарского края Александ­ром Ткачевым, то со специально прилетевшим московским мэром Юрием Лужковым, то с президентом Медведевым, который принял и.о. сочинского градоначальника в конце марта. Немцова по телевидению тоже показывали, но исключительно в связи с «корейской историей». В итоге Немцову пришлось сделать ставку на встречи с избирателями, которые проходили прямо на улице, потому что арендовать помещение его штабу тоже никак не удавалось — вот не нужны Сочи деньги, и все тут! Большую часть агитматериалов арестовывали еще в типографии. На встречах жителей больше всего интересовало, как Немцов собирается решать проблему олимпийских строек в Сочи и какие он видит выходы из социально-экономического кризиса, накрывшего город. Немцов говорил о необходимости вернуть город отдельной строкой финансирования в федеральный бюджет и заморозить строительство ряда спортивных объектов. Во время одной из встреч на рынке пенсионер начал обвинять Немцова в «оранжизме». «Всех я вас ненавижу, — кричал дедушка. — И тебя, и Чубайса, и этого вашего...Гайдара!..» «Это, вероятно, и есть живая политическая дискуссия», — смеялся Немцов.
Без сбоев — в пользу Анатолия Пахомова — отработал административный ресурс. Досрочная явка составила в итоге 3%. «Большинство голосует за Пахомова», — рассказала The New Times за два дня до выборов сотрудница избирательной комиссии в селе Веселое. Городской избирком неожиданно объявил, что голосовать на выборах получили право не только сочинцы, но и граждане Абхазии. Оказывается, после признания независимости Абхазии многим жителям республики была оформлена сочинская регистрация, чтобы они могли получать российские пенсии. «Мы даже предположить не могли, что они проявят интерес к нашим выборам и захотят учас­твовать в них», — оправдывался председатель избирательной комиссии города Юрий Рыков. Он уточнил, что проголосовать выразили желание несколько тысяч абхазов. В штабе оппозиции подозревают, что неожиданно озаботившиеся судьбой Сочи абхазы поддержат кандидата от партии власти.
Сам же Пахомов все последние дни кампании открывал детские садики и отремонтированные школы, встречался с бюджетниками и раздавал интервью «своим» СМИ. На просьбы журналистов об интервью с кандидатом пресс-служба и.о. мэра отвечала: «Извините, не получится, он все время проводит в ауле».
Последний день агитации совпал с годовщиной геноцида армян. В селе Нор Луйс, рядом с Дагомысом, около 250 представителей армянской диаспоры собрались на митинг у памятника жертвам геноцида. Проигнорировать событие власти не могли, и в итоге на одном мероприятии столкнулись и.о. мэра Анатолий Пахомов и экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, приехавший в Сочи агитировать за Немцова. Пахомов выступал в самом начале митинга и назвал геноцид «животным чудом», заверив армян, что сочинские власти «будут поддерживать проведение всех полезных мероприятий, которые вы проводите». Мэра проводили вялыми аплодисментами. Каспарову тоже дали выступить, правда, очень быстро попытались его прервать, сославшись на регламент. Толпа поддержала знаменитого шахматиста и несколько раз прерывала его речь овациями. Стоявший в стороне от микрофона Пахомов морщился и сразу после завершения митинга убежал. Пробираясь к машине, он наткнулся на штабную «Газель» Бориса Немцова и, кажется, совсем расстроился, увидев его портрет. «Могло быть хуже, если бы этот приехал», — попытался успокоить кандидата один из местных чиновников. Каспаров же еще очень долго не мог выбраться из толпы, раздавая автографы и фотографируясь со всеми на память.
В 5 вечера, завершая кампанию, Борис Немцов провел перед зданием городской администрации итоговый митинг, на который собралось около 400 сочинцев. Сорвать мероприятие попыталась «Молодая гвардия», устроившая по соседству спартакиаду и приславшая на митинг группу молодых людей в футболках «Корея-2014». Провокаторов разогнали.
Другие кандидаты на пост мэра в последние дни кампании никак себя не проявляли. Только лидер местного отделения КПРФ Юрий Дзагания, набравший на прошлых выборах более 12% голосов, провел митинг и договорился со штабом Немцова о том, что оппозиция будет координировать работу своих наблюдателей на избирательных участках.
Подтягивая электорат из Абхазии, местные власти делали при этом, казалось, все возможное, чтобы на избирательные участки не пришли сами сочинцы. Наглядной агитации кандидатов и даже просто рекламы выборов корреспондент The New Times в Сочи обнаружить так и не сумел. О приближающемся дне голосования сочинцам сообщал только один плакат на здании городской администрации. Все щиты в городе были забиты рекламой Олимпиады-2014.
Рекламировать будущее в ущерб настоящему было необходимо по двум причинам. Во-первых, кандидат Немцов всю свою кампанию построил вокруг идеи, что Олимпиаду надо проводить не только в Сочи, но и в других городах России, поскольку Сочи — это субтропики, а Олимпиада-2014 — зимняя. Во-вторых, за два года горожане модернизации не заметили. Пока только разрушения. В Имеретинской низменности, например, пару недель назад снесли теплицы совхоза «Россия». На месте теплиц решено построить порт, который изначально должен был появиться на несколько километров ближе к абхазской границе. С огромного поля вывезли постройки, оставив множество битого стекла. «Фруктов больше не будет, а если порт построят, то и туристов тоже», — Галина живет на Цимлянской улице в Имеретинке и ведет экскурсию по местам недавних разрушений. Строительство порта пока не начали. Не началось до сих пор и строительство ни одного из олимпийских объектов. На данный момент символ будущей Олимпиады — забор. Завезенные турецкие строители тут и там начинают устанавливать ограждения, но их, вызвав милицию, прогоняют местные жители. Многих имеретинцев вынуждают покидать свои дома, объясняя это олимпийскими нуждами. Соответствующих компенсаций жителям при этом власти не предлагают.
С началом кампании у людей появилась надежда, что хоть теперь на их проблемы обратят внимание. Но даже несмотря на страх потерять голоса в пользу Немцова, действующие власти на переговоры с жителями не пошли.
Именно среди жителей Имеретинской долины наиболее высока была поддержка Бориса Немцова. Заручился оппонент партии власти и поддержкой большинства представителей многочисленной армянской диаспоры. Помог ему в этом приехавший поддержать коллегу экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. Он ездил вместе с Немцовым по встречам с избирателями и часто пользовался у них даже большим успехом, чем кандидат.

Перед «днем тишины»
За сутки до выборов телефонный социологический опрос (выборка — 2000 человек) показал: за кандидата Пахомова готовы отдать свои голоса около 50% сочинцев, за Немцова — около 30%. Устроив кампанию травли, кубанские власти только добавили оппозиционеру популярности. Рассчитывая на его провал, Немцова не сняли с выборов, но он до самого финиша кампании уверенно шел как минимум вторым, проигрывая только административному ресурсу. «Они (власть) хотят добиться, чтобы мы считали, что от нас ничего не зависит, будто мы ничего не решаем, будто сделать ничего нельзя, — говорил Каспаров собравшимся вокруг него сочинцам. — Когда я проигрывал в матче за чемпионство Карпову 0:5, тоже казалось, что сделать ничего нельзя, но удалось же в итоге победить. Тогда я был один, а сейчас нас много». Мужики согласно кивали, но, расходясь, все равно говорили: «Пахомов, конечно, станет мэром, но мы проголосуем за Немцова, пусть они там знают, что не все согласны».
 
Анапа — Сочи. 
Ресурс Анатолия Пахомова, кандидата от партии власти


Осенью 2005-го, приехав из Краснодара и зас­тупив на должность и.о. мэра, Пахомов был удивлен тем, что курорт Анапа пользуется популярностью большей частью у жителей южных областей России. Тогда как в городе были специально предусмотрены льготные лечебные программы для детей и подростков из северных регионов. Но выбирались эти квоты настолько крохотно, что ставилась под сомнение сама целесообразность их существования. Анатолий Пахомов стал разбираться и быстро выяснил, что эффективность страдает по причине, которую он едва ли мог разрешить: при тогдашней цене авиабилета Магадан — Анапа — Магадан порядка 60 тыс.рублей любые «льготы» на месте отдыха-лечения выглядят практически бессмысленными. Пахомов привлек морем и солнцем студентов-сибиряков для благоустройства местных пляжей. «Попробовали бы вы заставить так работать местную молодежь, — говорил Пахомов. — Этих потомственных лодырей, чьи предки десятилетиями сдавали квартиры и комнаты приезжим и не заморачивались минимальным наведением порядка даже на собственных участках: им бурьян в человеческий рост лень было выкосить, объясняли, что растение тень дает».
Еще новый мэр поразился обилию разрешенных на пляжах винных и пивных ларьков — это на детском-то курорте! Вся алкогольная торговля значительно отодвинулась от береговой зоны, да и сама эта зона сильно облагородилась. В первый же свой начальственный сезон Пахомов заложил набережную вполне евроуровня и за пару лет довел ее до ума, попутно гоняясь на служебном авто за водителями, выбрасывающими из окна бутылки и прочий мусор, — до этого в Анапе штрафовали разве что за езду в перманентно нетрезвом виде. Да и штат милицейский, лениво-курортный, большей частью сменил на служак из Краснодара.
Те, кто видел Анапу до и во время появления в ней Пахомова, говорили, что город явно меняется в лучшую сторону. У мэра была и программа по дальнейшему развитию детского курорта, но в январе нынешнего года губернатор Ткачев, который в свое время «настоятельно рекомендовал» Пахомову переехать в Анапу, предложил анапскому мэру подать в отставку «в связи с переходом на другую работу». Он быстро и перешел.
Сергей Микулик

Сочи
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share