Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

Инноград для незнаек

28.09.2010 | Игумнова Елена | № 31 от 27 сентября 2010 года

Российскому павильону на ЭКСПО-2010 изменили концепцию

172-52-01.jpg
Британский павильон-«ежик» снаружи

Инноград для незнаек. 28 сентября на ЭКСПО-2010 в Шанхае — День России. После того как разразился скандал с героем российского павиль­она Незнайкой, в экспозицию пришлось срочно вносить коррективы. Расстановку акцентов на Всемирной выставке изучал The New Times

Россия давно не выступала на всемирных выставках отдельным павильоном, и от него многого ждали. Правда, с организацией с самого начала как-то не задалось. А потом и вовсе случился конфуз.

Детская неожиданность

172-52-02.jpg
  Британский павильон-«ежик» внутри
Возможно, отчасти виновата извечная российская привычка «долго запрягать», которая обязательно приводит к спешке и ошибкам. Сначала не было ясности, кто из архитекторов выиграл конкурс. В 2008 году из двух десятков проектов выбрали финалистов — проект «Россия» бюро Бориса Бернаскони и «Буян-град» TOTEMENT/PAPER (главный архитектор Левон Айрапетов). Финальный тур так и не состоялся, и когда у большинства стран — участниц ЭКСПО стройки уже почти достигли середины, организаторы обратились к Айрапетову. Архитекторам пришлось ускоренными темпами делать документацию, несколько раз перерабатывать общий вид и концепцию проекта, попутно контролируя стройку. Причем последние полгода авторов перестали пускать на объект, и получилось что получилось. Павильон состоит из дюжины бело-золотых башен, покрытых перфорацией-«вышивкой», и стеклянного куба для экспозиций между ними. Как объясняли авторы, в плане и самих зданиях отражены традиции (березовая роща, священный дуб славян, на котором покоятся небеса жизни, отсылки к куполам русских церквей) и современная жизнь (растущие в городах небоскребы, новые материалы). Но как у нас водится, форма совершенно не совпадает с содержанием — она его забила. Сценографией выставки занимался художник Борис Краснов и компания «Краснов дизайн». Во внутреннем оформлении использовали мотив сказок Николая Носова о путешествиях Незнайки, в эти декорации поместили экспозиции регионов России, Росатома и Роскосмоса. По соседству организована детская часть в духе носовских коротышек — «Город будущего глазами детей» и «Город талантов». Там живут дивные цветы и чудные арт-объекты, которые оказываются детским вариантом развития городов. Взрослые архитекторы и дизайнеры по рисункам детей со всей России сделали макеты улиц и отдельных зданий (квартал в виде раскинувшего ветки дерева, транспортные узлы-мембраны, мусороперерабатывающий завод в виде романской крепости и т.д.), а в «Городе талантов» представлены реальные изобретения молодых ученых и юных инженеров.
Конечно, скандал с Незнайкой, который по факту стал героем всей экспозиции, надо было предвидеть: если мы в России еще можем воспринимать его как символ детской непосредственности и любопытства, то для почитающих знание китайцев он выглядит мальчишом-плохишом. Все китайские газеты процитировали недоуменные слова посетившего российский павильон председателя Ху Цзиньтао про «маленького невежду» — так перевели имя носовского героя в Китае. Как минимум российские устроители должны были это знать и учесть. Кончилось тем, что президент Дмитрий Медведев рекомендовал сменить экспозицию. Детскую тему затушевали, а центром экспозиции стал инноград Сколково и новейшие инициативы от нескольких российских компаний. Будущее, придуманное детьми, уступило место прагматичному настоящему: дядям и тетям с мечтой о потяжелевших инвестиционных портфелях.

172-52-03.jpg
Испанские архитекторы отдали дань экологическим мотивам

Город золотой

По расчетам статистиков, к 2020 году больше половины населения планеты будет проживать в городах, и динамика урбанизации не внушает оптимизма. Дома становятся все выше и стоят все ближе друг к другу, парки растворяются в кварталах застройки и сети дорог, потребление энергии жителями крупных городов непрерывно растет. Неудивительно, что лозунгом ЭКСПО-2010 стала идея «Лучше город — лучше жизнь». И поэтому здесь так много архитектурных и технологических идей, связанных с экологией. В архитектуре экологические темы проявляются в деталях: cолнечными батареями, системами переработки дождевой воды и естественной вентиляции, использованием вторично переработанных материалов. 

172-52-04.jpg
В архитектурном решении российского павильона главенствует этнографичность
 
Самый заметный объект шанхайской ЭКСПО — по сути произведение не архитектуры, а дизайна. Англичанин Томас Хезервик для своего национального павильона придумал светящийся куб-«ежик» — только вместо иголок во все стороны раскинуты тысячи акриловых трубок с запаянными семенами растений из лондонских садов Кью. Павиль­он Испании, спроектированный бюро EMBT, выглядит не менее экологично, его каркас оплетен крупными прутьями и выглядит, как гигантская шишка с чешуйками. Японцы отличились высоко­экологичными технологиями: в оболочку их павильона вставлены гибкие солнечные батареи, системы внутри перерабатывают дождевую воду. И даже зрители участвуют в процессе переработки энергии — полы павильона генерируют электричество от движения посетителей. Устроители шанхайской выставки хотели получить от стран-участниц ответ на вопрос: что нужно делать, чтобы жизнь городов, а значит, самочувствие большинства населения Земли улучшалось? Подавляющая часть экспозиций дает похожие ответы: не сорить, потреблять поменьше ресурсов, развивая технологии переработки природной энергии и отходов и активно внедряя их в городскую среду.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.