Система Федуна. Сразу после разгромного проигрыша в кубковой игре с «Динамо» — 0:3 — главный тренер спартаковцев датчанин Микаэль Лаудруп решением совета директоров клуба был отправлен в отставку
Для «Спартака» эта ситуация вроде как обычная — за пять лет клуб меняет уже пятого тренера. Но никогда еще этого не случалось так скоро — на самом старте сезона. Еще в понедельник, 13-го, после неудачи в матче чемпионата с «Москвой», генеральный директор Валерий Карпин говорил: «Размер кредита доверия Лаудрупу не должен определяться результатами четырех туров чемпионата. Впереди марафон из 26 игр, и неверно подводить итог работы тренера уже сейчас. Пока мы датчанину полностью доверяем».
Валерий Георгиевич то ли запамятовал о предстоящей в среду игре на Кубок, то ли сглазить побоялся — ведь успешное выступление в этом турнире было последней возможностью попасть по осени в еврокубки. Но «Динамо» поставило на этих надеждах жирный крест. И совет директоров собрался на экстренное, ночное даже заседание. И постановил, что этот матч в «Спартаке» стал для Лаудрупа (с учетом игр прошлого года) 14-м и последним. Ровно половину из них «Спартак», к слову, проиграл...
Утраченные иллюзии
А как красиво все, по-европейски просто, начиналось! Когда предшественник Лаудрупа Станислав Черчесов в тех же «Лужниках» в августе проиграл (тоже «Динамо», только киевскому, и в Лиге чемпионов, и в те же три мяча — 1:4), едва назначенный на должность гендиректора Карпин пообещал привезти из Европы тренера-звезду. И вот вам Лаудруп, чей испанский «Хетафе» только что возил по полю в Кубке УЕФА саму «Баварию». Переговоры чуть затянулись, но вовсе не из-за денег или размеров предлагаемой служебной квартиры — нет, просто трудно оказалось быстро найти элитную английскую школу, где могла бы учиться дочь датчанина. И это было так трогательно: вот сейчас ребенка человек только пристроит — и в работу с головой...
И работа пошла — «Спартак» на глазах менялся, только непонятно в какую сторону. За 7-е место в чемпионате с Лаудрупа не стали строго спрашивать ни начальство, ни болельщики — списали все на тяжкое наследство Черчесова. Попутно простили и ранний вылет из Кубка УЕФА. Все ждали, что Лаудруп за зиму слепит свою уже команду, и по весне она если не громить всех начнет, то и за сердце хвататься не заставит. Однако из недр клуба просачивались сведения, что не только в тренерской чехарде корень спартаковских проблем последних лет. Что-то в самой системе клубной было выстроено не так.
С больных на здорового
Вот что рассказал The New Times недавно уволившийся из «Спартака» врач Юрий Васильков, трудившийся в команде более десяти лет.
«При нынешнем владельце «Спартака» Леониде Федуне я проработал два с половиной года и ни разу при этом не пообщался лично, что представляется мне несколько странным. Информацию о здоровье игроков ему докладывали другие люди, преподнося ее порой в выгодном для них свете. Так, меня обвиняли в том, что из-за тривиальной травмы паха наше самое дорогое приобретение прошлого года бразилец Веллитон пропустил почти весь сезон. Но я лишь вовремя обнаружил у Веллитона нарушение тканей и доложил об этом главному тренеру. О том, где и как игроку лечиться дальше, у меня больше никто ни разу не поинтересовался. Через день я узнал, что у Веллитона на руках билет в родную Бразилию, где сроду не было качественной спортивной медицины. Вот он потом до конца года и восстанавливался... Или тренер по физподготовке, австриец Берецки, который когда-то лыжников в своей стране тренировал: он мог, проводя разминку, заставить работать те мышцы, которые в футболе вообще не нужны, и люди травмировались прямо на этой «зарядке». Но он был вхож к начальству, а я — нет. И вообще за это время ни один из многочисленного руководства у меня ни разу не поинтересовался: нет ли проблем с медобеспечением, не помочь ли чем? Зато теперь, я думаю, сложностей с этим не будет, ведь с этого сезона главой клубной медслужбы назначен родной брат Леонида Федуна, Андрей. В 45 лет переквалифицироваться из военного хирурга в начальника спортивного хозяйства под названием «Спартак», где каждая царапина на ноге дублера вызывает всероссийский резонанс, — это непросто. Но, наверное, Андрей Арнольдович, соглашаясь на такой переход, все семь раз отмерил...»
Зато в такой системе, как выяснилось, можно совмещать две должности — гендиректора и главного тренера. Совет директоров решил, что коль Лаудрупа рекомендовал сам Валерий Карпин, ему эту кашу и расхлебывать. И уже в прошлый четверг утром Валерий Георгиевич, пока в качестве и.о., провел с командой первую тренировку. Причем первую не только со «Спартаком», а вообще первую в жизни в качестве тренера — до этого он даже с детьми не работал. Успешно начав игроцкую карьеру в «Спартаке», с блеском продолжил ее в Испании, а закончив, занимался строительным бизнесом в городе Виго. В «Спартаке» времен Федуна принято нанимать директорами людей со славным спартаковским прошлым, поигравших за границей, — Карпин сменил на этом посту прошлым летом Сергея Шавло с его австрийским (вот откуда лыжный тренер Берецки) опытом.
Оригинальная, однако, у Леонида Федуна система...