![](/articles/110-37-011.jpg)
Около трехсот погибших, раненых более тысячи, жизнь 100 из них еще находится в опасности, десятки тысяч потеряли кров — таковы предварительные результаты стихийного бедствия, которое случилось в ночь на понедельник 6 апреля. Сила основного удара составила 5,8 балла по шкале Рихтера, его ощутили в других городах на Адриатическом побережье и в итальянской столице. Подземные толчки продолжались всю неделю. Спасатели работали день и ночь, разбирая завалы и доставая живых и мертвых.
![](/articles/110-36-011.jpg)
Апеннинский полуостров — активная сейсмическая зона. Наиболее страшное землетрясение XX века в том же Абруццо, затронувшее и столичную область Лацио, произошло 13 января 1915 года. Тогда число жертв превысило 30 тыс. Затем в Аквиле было еще несколько менее разрушительных толчков — в 1933, 1943, 1984 годах. А самое мощное землетрясение за всю историю Аквилы произошло 2 февраля 1703 года, когда стихия унесла жизни 6 тыс. человек совсем еще небольшого средневекового городка.
Предсказание «шарлатана»
В стране разрастается полемика о возможности предсказания подземных катаклизмов. Вечером после трагической ночи в популярной телепередаче «Дверь в дверь» ее ведущий Бруно Веспа, сам уроженец города Аквила, почти разрушенного стихией, взял интервью у самодеятельного сейсмолога Джанпаоло Джулиани, исследователя из национальной ядерной лаборатории «Гран-Сассо» (область Абруццо). Тот за несколько месяцев предсказал землетрясение, но ему не поверили. Джулиани, строя свой прогноз, учел повышение концентрации газа радона. Он был настолько уверен в своей правоте, что в конце марта начал призывать жителей Аквилы срочно уезжать из города.
Мэр Аквилы подал на него жалобу в полицию, и предсказателю было предписано немедленно прекратить «запугивать» население. «Никто в мире не способен по-настоящему предсказать время и место землетрясения», — заявил президент Национального института геофизики и вулканологии Энцо Боски. Гуидо Бертолазо, руководитель гражданской обороны страны назвал Джанпаоло Джулиани шарлатаном.
В интервью местным СМИ Джулиани рассказал, что с помощью инструмента, который ему удалось изобрести, можно предвидеть подземные толчки. «Если бы у нас была сеть подобных сейсмических датчиков, можно было бы отслеживать все территории, предсказывать сейсмическую активность за 6–24 часа до землетрясения», — считает исследователь. Инструменты, о которых говорит Джулиани, называются датчиками-гамма.
В научных кругах уточняют, что Джулиани не имеет высшего образования и является техническим сотрудником Института физики межпланетного пространства в Турине, работает в том же качестве при национальном Институте ядерной физики «Гран-Сассо», где занимается опытами по регистрации нейтринного излучения.
Еженедельник «Эспрессо» в экстренном номере, посвященном трагедии в Абруццо, напоминает, что метод предсказания земных катаклизмов при помощи наблюдения за радоном был научно разработан японским ученым Хироси Вакита, который в 1978 году предсказал подземный толчок на полуострове Ицу, но ему не поверили. Сегодня этому специалисту 73 года. Он рассказал в интервью, что и в 1966 году перед сильнейшим землетрясением в Ташкенте уровень концентрации радона резко возрос.
Рухнувшее наследие
![](/articles/110-37-02.gif)
Как заявляют специалисты, для окончательной оценки ущерба от нынешнего землетрясения понадобится около 1,5–2 месяцев. Историческому архитектурному наследию этой зоны нанесен непоправимый ущерб. Сама Аквила, основанная в 1230 году, разрушена на 50%, обвалились средневековые постройки в центре города, включая церковь Святых духов. «Почти ничего не осталось от города, знаменитого 55 церквями. Мы еще не знаем, что случилось с ценным архивом, средневековыми документами, книгами. Пока мы не можем оценить ущерб даже приблизительно. Понадобятся годы, чтобы восстановить хотя бы часть», — сказал представитель департамента культурного наследия Аквилы.
Небольшие городки Паганика, Темпера, местечко Онна практически полностью стерты с лица земли. Старые дома из непрочного «подручного» материала — мягких скальных пород, которые исторически использовались здесь для строительства, буквально рассыпались. Малонаселенные местечки (в некоторых проживали по 150–300 человек) превратились в настоящие «города мертвых».
Землетрясение имело такую мощность, что привело к повреждениям зданий в других городах области Абруццо — Кьети, Терамо, значительный ущерб причинен местным достопримечательностям. В близлежащем Атри из-за опасности обрушений закрыт главный собор, один из самых важных архитектурных памятников центральной Италии.
В городке Святого Стефано Сессанио (у перевала Гран-Сассо) обвалилась средневековая башня, построенная тосканскими правителями Медичи, считавшаяся символом старого города, одного из самых красивых в Италии. В Пратола-Пелинье серьезные повреждения получил храм Мадонны. В Челано обвалился главный алтарь церкви Святого Ангела. В Бусси повреждена большая часть центра города, оттуда эвакуированы жители. В Пополи в аварийном состоянии оказалось здание мэрии, а также серьезный ущерб получила фабрика по бутилированию минеральной воды «Гран Гуицца».
Сообщений об ущербе структурам расположенного глубоко под землей на перевале Гран-Сассо национального ядерного центра не поступало. Однако трагедия в Абруццо лишний раз напомнила итальянцам о потенциальной опасности для всех ядерных объектов в случае мощных землетрясений. Это соображение прибавит аргументов противникам восстановления в стране сети атомных электростанций, закрытых здесь по решению всенародного референдума после чернобыльской катастрофы.