«Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему», — сказано в программе антикризисных мер правительства на 2009 год. Для этого государство берется «нормализовать» работу финансового сектора (для чего разработано 18 мер) и тем самым увеличить доступность кредитных ресурсов для реального сектора экономики и населения (еще 5 мер). Механизмы стабилизации банковского сектора разделяются на три вида: увеличение ликвидности, расширение ресурсной базы (оно даст дополнительные объемы финансовых ресурсов) и спасение банков, «важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы».
Цена вопроса
Из кармана налогоплательщика государство возьмет не менее 1 трлн 355 млрд рублей: 555 млрд — субординированные кредиты банкам,¹ 500 млрд — обычные кредиты финансовым организациям и 300 млрд — госгарантии для предприятий реального сектора экономики. Других четко обозначенных сумм в антикризисной программе, посвященной финансовому сектору, нет.
Банков слишком много
«Объявленные правительством меры направлены на то, чтобы решить проблему просрочки кредитов, которая становится все актуальнее. Меры кажутся адекватными, но вопрос заключается в том, как власти будут их реализовывать. Помочь всем государство не сможет, значит, появляется субъективный фактор отбора, кто будет спасен, а кто не будет», — считает главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова.
Согласно расчетам Центра развития официальный объем просрочки банковского сектора на 1 марта 2008 года составил 572 млрд рублей, или 2,8% от совокупного объема выданных кредитов. Однако министр финансов Алексей Кудрин на встрече с банкирами озвучил другую цифру — 10%. Президент Альфа-Банка Петр Авен прогнозирует долю «невозвратов» на уровне 15–20% к концу текущего года, что вызовет банкротство не менее сотни российских банков.²
Еще двести банков могут исчезнуть с рынка по инициативе финансовых властей: с 1 января 2010 года минимальный капитал банка должен составлять 90 млн рублей. «В кризис падает прибыль у всех, в том числе и у банков. Поэтому у кредитных организаций снижается уровень собственного капитала. Если требование в 90 млн рублей останется, то это подведет одну шестую часть банков под банкротство», — сказал в интервью The New Times экс-министр экономики РФ, президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев. «Для нашей экономики достаточно 200–300 банков. Сейчас их 1100. Но процесс консолидации рынка займет не менее пяти лет», — говорит Наталья Орлова.
При этом процесс санации, то есть спасения банков идет в период кризиса своим чередом. С 1 сентября 2008 года Центробанк отозвал лицензию у 30 банков. Их число могло быть и большим, но с декабря 2008-го по февраль 2009-го Агентство по страхованию вкладов приняло меры по предупреждению банкротств в 15 кредитных организациях.
Наперегонки с инфляцией
В течение последних трех месяцев 2008 года государство потратило более 2 трлн рублей на спасение банковской системы, в этом году — не менее 1 трлн. «Ожидаемого результата от антикризисных мер 2008 года не последовало: деньги не дошли до реального сектора и снизились объемы кредитования населения, поэтому серьезные проблемы стали испытывать производители товаров, чью продукцию покупали в кредит, — отметил Андрей Нечаев. — В новой программе я не увидел, каким образом деньги дойдут до реального сектора экономики и как правительство будет снижать учетную ставку. Для многих секторов экономики существующие ставки являются просто неподъемными».
«В условиях спада промышленного производства ставки в банках должны быть на уровне ожидаемой инфляции: 12–13%. Сегодняшние ставки 20–25% сильно завышены», — считает профессор Российской экономической школы Олег Замулин. Главная проблема банковского сектора сегодня — отсутствие внутренних сбережений, считает Наталья Орлова из Альфа-Банка: объем розничных депозитов в банках составляет 17% ВВП, более 90% населения оставляют свои пенсионные средства в управлении государства, около трети сбережений население инвестировало в недвижимость, а это недоступные для финансового сектора деньги. Поэтому Центробанк и держит такой высокой (13%) ставку рефинансирования — чтобы хоть как-то стимулировать потенциальных вкладчиков нести свои «кровные» в банки, полагает Орлова. «Только 25% россиян имеют сбережения на банковских счетах. По сравнению с США, где сберегает почти каждый человек, это очень мало», — поясняет гендиректор Национального агентства финансовых исследований Ольга Кузина. Причина такого поведения россиян — высокая инфляция: лучше потреблять, нежели сберегать.
«В отличие от стран Запада мы вошли в кризис с высокой инфляцией, с которой правительству нужно было бороться раньше», — говорит Олег Замулин. Эксперт объясняет, что если Центробанк опустит свою ставку ниже текущего уровня, то банки немедленно проведут атаку на обменный курс рубля. Именно поэтому, считает Замулин, мы в отличие от западных стран не понижаем, а наоборот — повышаем ставку.
Пять советов экс-министра
По мнению Андрея Нечаева, в существующую программу антикризисных мер нужно внести ряд поправок, касающихся финансового сектора:
Перестать давать кредиты крупнейшим банкам, так как весь груз обслуживания финансовых нужд на местах несут средние банки в регионах, до которых господдержка не доходит.
Отменить поправку об увеличении нормы собственного капитала банка до 90 млн рублей, «дабы не нервировать банковский сектор».
Изменить существующую систему рефинансирования коммерческих банков. Перестать давать кредиты отечественным банкам исходя из международных рейтингов, а давать их под залог, отвечающий требованиям ЦБ РФ.
Дебюрократизировать банковский надзор со стороны ЦБ.
Освободить от налога на прибыль (20%) те деньги, которые идут на увеличение капитализации банка. «Таким образом мы решим проблему увеличения капитализации кредитных организаций и станем поддерживать крепкие банки, у которых есть прибыль, а не те, которые уже легли на дно. Центробанк и Агентство по страхованию вкладов сегодня зачастую спасают не здоровых, а больных — только потому, что те крупнее», — утверждает Нечаев.
Основные статьи Программы антикризисных мер правительства РФ на 2009 год:
1. Выделение субординированных кредитов коммерческим банкам, банкам с государственным участием и Внешэкономбанку — 555 млрд рублей.
2. Увеличение ассигнований в Пенсионный фонд — 315,5 млрд рублей.
3. Снижение ставки налога на прибыль — 294 млрд рублей выпадающие доходы, в том числе федеральный бюджет — 330, 9 млрд рублей.
4. Дотации на поддержку региональных бюджетов и расширение возможностей получения бюджетных кредитов — 300 млрд рублей.
5. Реализация Федеральной целевой программы «Жилище» — 61,4 млрд рублей.
6. Поддержка рынка труда — 43,7 млрд рублей.
7. Увеличение пособия по безработице — 33,9 млрд рублей.
8. Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства — 30 млрд рублей.
9. Государственная поддержка экспорта промышленной продукции — 6 млрд рублей.
1 Кредиты на срок не менее 5 лет, которые не могут быть востребованы обратно до окончания срока, под ставку ниже ставки рефинансирования ЦБ — 13%.
2 The New Times писал об этом в № 12 от 30 марта 2009 года.