Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Главное

#Политика

Программный сбой

06.04.2009 | Гонтмахер Евгений | №13 от 06.04.09

Правительственный план не решает важнейших социальных проблем
«Федеральный бюджет рискует стать приложением к Пенсионному фонду». В программе правительства свыше 1 трлн рублей предусмотрено выделить на поддержку социальной сферы. Сумма нешуточная, однако в эффективности ее использования остаются сомнения

В антикризисной программе правительства написаны, безусловно, правильные слова. Например, «не поддерживать за счет налогоплательщиков неэффективные производства», «усилить роль государства лишь на период кризиса». Идеологически программа выстроена разумно — хотя бы потому, что приоритеты в ней отданы социальным вопросам. Очевидно, что правительству необходимо увеличить соцрасходы: ведь кризис очень больно ударил по населению (резкий рост безработицы, массовое сокращение и задержки зарплаты, всплеск инфляции), и не исключено, что сила этого удара в дальнейшем будет еще более мощной. Однако принципиально важным является не только количество выделенных на «социалку» средств, но и направления финансовой помощи. В социальной сфере сейчас выделяются четыре кризисных направления.
Во-первых, в связи с тем что резко возросли риски, связанные с состоянием здоровья россиян, пришло время переходить на новый уровень организации здравоохранения. Для этого необходимо профинансировать программу госгарантий по предоставлению медицинских услуг на уровне 6–7% ВВП и развивать добровольное медицинское страхование.
Во-вторых, требуется в корне перестроить систему среднего специального и высшего образования, для чего нужно выделять еще больше денег, как бы это ни звучало парадоксально в ситуации сокращения бюджетных возможностей.
Это тесно связано с третьей проблемой: в стране назрело время для принципиального изменения рынка труда. Значительное число специалистов через два-три года попросту не будут востребованы — к примеру, менеджеры или те, кто занят в реальном секторе, но работает на морально устаревшем оборудовании. Сейчас «пузырь», связанный с «лишними» профессиями, на рынке труда лопнул, и высвободившихся работников надо пропустить через новую систему образования. Другая сторона проблемы — высокий риск длительной безработицы в стране. Нынешнее максимальное пособие — 4900 рублей — фактически пособие по бедности, и оно не страховое, а бюджетное. Его необходимо выделять тем семьям безработных, у которых доходы ниже прожиточного минимума. Пособие по безработице должно быть стимулом к поиску работы.
В-четвертых, вопреки многочисленным победным рапортам правительства на повестке дня остается пенсионный вопрос. С одной стороны, к концу текущего года мы будем иметь 5 индексаций пенсии, и это позволит пенсионерам более или менее нормально жить в этом году. Но настоящая проблема кроется в 2010–2011 годах, когда траты на пенсионные обязательства еще больше возрастут, а бюджет не будет пополняться на докризисном уровне. Если не будет принято адекватных действий, за эти два года правительство рис­кует довести федеральный бюджет до уровня приложения к Пенсионному фонду.
К сожалению, об этих четырех проблемах в программе ни слова не сказано. Поэтому рассуждать сегодня об эффективности антикризисного плана бессмысленно. Тем более что в программе не прописано самое главное — механизм ее реализации. В тексте нет также ни слова о реформировании государственного аппарата, без чего подобная программа не имеет шансов воплотиться в жизнь. Было бы правильно не ограничивать дело стремительным принятием антикризисного плана в Думе, а создать постоянный институт с участием не только членов правительства, но и представителей общественных организаций, бизнеса и экспертов, который бы отслеживал осуществление всех мер. Если конт­ролировать расходование антикризисных бюджетных средств будут сами налогоплательщики, шансы на достижение социальных целей программы только вырастут.

Основные меры правительства по усилению социальной защиты, сохранению и созданию рабочих мест на 2009 год
1. Софинансирование региональных программ по снижению напряженности на рынке труда — 43,7 млрд рублей.
2. Увеличение пособия по безработице — 33,9 млрд рублей.
3. Увеличение ассигнований в Пенсионный фонд — 315,6 млрд рублей.
4. Индексация государственных пособий, социальных выплат и стоимости набора социальных услуг с учетом нового прогноза инфляции — 12,7 млрд рублей.

научный руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.