Слабое место Европы. Экономическое неравенство стран еврозоны может поставить на грань банкротства наименее развитых ее членов. Наблюдатели объединили их в группу, уничижительно названную PIIGS — Португалия, Италия, Ирландия, Греция, Испания. Главные проблемы новоявленных «свиней» — большие долги, недоверие кредиторов, бюджетные дефициты

Сомневаться в платежеспособности стран группы PIIGS кредиторы стали с конца 2008-го. Худшая ситуация у Греции с госдолгом 94% ВВП на начало этого года.¹ Она стала первой жертвой Standard&Poors — в январе агентство понизило кредитный рейтинг Греции. В этом году греческому государству, банкам и компаниям предстоит погасить внешний долг примерно в объеме 20% ВВП. Следом S&P понизило рейтинги Португалии и Испании. Вскоре та же участь может постигнуть и Ирландию: прогноз по ее рейтингу изменен со стабильного на негативный.

Инвесторы сомневаются
Недоверие со стороны инвесторов лишило Грецию возможности выпустить 10-летние облигации — спроса на них практически нет. В январе греческому минфину удалось продать только короткие облигации — на 3 и 6 месяцев. Вскоре после этого известный финансист Джордж Сорос и другие экономисты стали продвигать идею общеевропейских облигаций. Естественно, министр финансов Италии Джулио Тремонти радостно подхватил идею. Риски выросли, и инвесторы, не готовые больше кредитовать проблемные страны по отдельности, охотно купят бумаги, солидарную ответственность по которым будет нести вся еврозона. Предложение, однако, было отверг­нуто Еврокомиссией, опасающейся, что правительства стран снимут с себя всякую ответственность за проводимую ими бюджетную и долговую политику. Каждая из 16 стран еврозоны должна сама отвечать за свой бюджет и его финансирование, подчеркивает президент Европейского центробанка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише.

В похожей, но несколько более мягкой ситуации и другие страны из группы «свиней». Италии нужно в этом году привлечь €377 млрд — порядка 23% ВВП. В прошлые годы для обслуживания долга ей требовались суммы и больше, но сейчас рынки капитала крайне слабы. Доходность греческих долгосрочных гособлигаций выросла до 5,7% (у Германии — 3%), что еще больше раздувает бюджетный дефицит. Резко выросла и премия, требуемая инвесторами за покупку госдолга Ирландии, Италии и Испании. При этом уровень госдолга в отношении к ВВП у этих стран не является запредельным. В отличие от дефицита, который у всех стран группы, по европейским меркам, довольно велик (см. графики), а у Ирландии вообще зашкаливает за все мыслимые нормы.

Гораздо труднее, чем крупным экономикам, будет странам группы PIIGS справиться и с банковским кризисом. Так, по расчетам экс-главного экономиста МВФ Саймона Джонсона, активы трех крупнейших ирландских банков превышают ВВП страны в 2,5 раза, трех португальских — в 1,5 раза, двух итальянских — в 2,2 раза, а испанских — вдвое. Риск дефолта Греции в ближайшие 5 лет оценивается более чем в 10%.

Мы слишком разные…
Само членство в еврозоне начинает мешать странам PIIGS справиться с проблемами. Во-первых, ЕЦБ гораздо менее ФРС США активен в предоставлении ликвидности банкам. Во-вторых, в Европе выше процентные ставки — опять-таки из-за консервативной политики ЕЦБ, прежде всего направленной на сдерживание инфляции, отмечает нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман. В-третьих, будучи членами еврозоны, страны PIIGS не могут девальвировать свои валюты и тем самым облегчить компаниям конкуренцию с импортом, привлечь инвесторов дешевизной активов, а также снизить стоимость обслуживания внутреннего долга. Слишком жесткая политика ЕЦБ лишь усугубляет кризис в PIIGS, отмечает Джонсон.

Наоборот, в годы процветания членство в еврозоне приносило странам PIIGS немалые дивиденды: легче и дешевле стало привлекать инвестиции. Улучшила ситуацию в этих странах и сдержанная бюджетная политика (в докризисные годы дефицит не мог превышать 3% ВВП, а в этом году в еврозоне, по прогнозу Еврокомиссии, составит 4%).

Теперь же европейская жесткость в ограничении бюджетного дефицита оказывается для PIIGS несвоевременной. Так, Испании придется не выходить за рамки 4% ВВП, в то время как спад в этой стране может оказаться одним из сильнейших в Европе. Аналитик Лоренцо Бернальдо де Кирос из Freemarket International Consulting ожидает, что ВВП страны в 2009-м упадет на 3%, а уровень безработицы взметнется до 19%. Только за 2008 год потеряли работу около миллиона испанцев. Вдобавок в Испании был сильно перегрет рынок жилья, а долг частного сектора за последние 10 лет вырос вдвое, до 120% ВВП. Тяжело приноровиться к бюджетным ограничениям и Ирландии, где ВВП в конце 2008 года падал темпом в 7,5%. Минфин Ирландии ожидает, что налоговые доходы в этом году упадут на 20%.

Придется помогать
Пока, разумеется, о выходе из еврозоны в странах PIIGS мечтают только маргинальные экономисты. Сейчас возвращение к национальным валютам и их девальвация лишь сделали бы выплату долгов еще более дорогой, ударили бы по торговле и банкам, цитирует Bloomberg главного экономиста по еврозоне в UniCredit Group Аурелио Маччарио. Любая страна, которой сложно финансировать свой долг, находясь в зоне евро, найдет жизнь вне зоны еще более трудной: стоимость привлечения средств резко вырастет, пишет Economist.

Есть и еще одна важная проблема: во всех странах PIIGS уровень социальной солидарности ниже, чем, скажем, в Германии или Франции. Так, греческие студенты-анархисты в последние месяцы добиваются смены и правительства, и парламента. Демонстранты поджигают машины, атакуют офисы чиновников и отделения полиции. К правительству доверия нет: несколько министров зимой ушли в отставку из-за коррупционных скандалов.

Механизм помощи странам PIIGS, пока они остаются в зоне евро, еще не выработан: ни МВФ, ни ЕС не горят желанием гарантировать их долги либо тратить на поддержку PIIGS средства, предназначенные для Восточной Европы или беднейших стран мира. Но вскоре, по всей видимости, им придется помогать — иначе проблемы на периферии Европы поставят под вопрос целостность еврозоны. Проблема в том, что экономическая и финансовая интеграция стран Старого Света продвинулась гораздо дальше, чем политическая, отмечает Кругман. Из-за этого в ЕС нет общего правительства, которое могло бы взять на себя ответственность за антикризисную политику, а предпринимаемые отдельными странами шаги фрагментарны и всех проблем не решают.

1 Госдолг в целом по 16 странам еврозоны — 69% ВВП.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.