Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

Возвращение в Венецию

10.09.2010 | Плахов Андрей, "КоммерсантЪ"— специально для The New Times | № 28 от 6 сентября 2010 года

«Овсянки» претендуют на «Золотого льва»
48-1a.jpg
Возвращение в Венецию. Фильм незнаменитого российского кинорежиссера будет бороться за «Золотого льва». Может ли повториться триумф 2003 года — узнавал The New Times

Программа Венецианского кинофестиваля, собранная его директором Марко Мюллером, обещает за­тмить оказавшийся не самым удачным в этом году Каннский фестиваль. В конкурсе немало фильмов из разряда самоигральных. Например, музыкальная комедия Франсуа Озона «Ваза» с поющими Катрин Денев и Жераром Депардье: по меньшей мере это прикольно. Или «Черная Венера» Абделатифа Кешиша, чья предыдущая работа «Кус-кус и барабулька» имела огромный успех в Венеции, а во Франции этот режиссер тунисского происхождения объявлен гением мультинациональной культуры.

49-1a.jpg
«Черный лебедь» Даррена Аронофски

Смотреть обязательно

Ясно, что все сломя голову побегут смотреть «Необходимое убийство» Ежи Сколимовского, второго режиссера-поляка, наряду с Романом Поланским сделавшего карьеру на Западе. Главного героя играет Винсент Галло — этот актер и режиссер со скандальной репутацией (когда-то в Канне нашумел его «Коричневый кролик») также представит в венецианском конкурсе поставленную им самим картину «Обещания, писанные по воде».
Еще несколько фильмов и имен, которые нельзя пропустить: София Коппола («Где-то»), Том Тыквер («Три») и Джулиан Шнабель («Мирал», весьма тенденциозная пропалестинская версия ближневосточного конфликта). Гадая, кто из них станет фаворитом в соперничестве за «Золотого льва», многие обращают взоры на Восток: называют культового японца Такаси Миике («13 убийц») и вьетнамца Тран Ань Хуна, уже побеждавшего в Венеции и представляющего на сей раз снятую в Японии экранизацию «Норвежского леса» Харуки Мураками. Есть еще не менее знатный китаец Цуй Харк («Детектив Ди и тайна призрачного огня»). К китайцам нынешнее руководство Венецианского фестиваля питает давнюю слабость: фильмы made in China здесь неоднократно побеждали, а классик этой кинематографии Джон Ву получит в этом году «Золотого льва» за карьеру.

49-2a.jpg
«Где-то» Софии Копполы

Умницы и красавицы

В этом году резко вырос статус параллельной программы «Горизонты», которая представляет так называемое неформатное кино, разного рода эксперименты, расширяющие пространство кинематографа, стирающие границы между ним и другими видами современного искусства. Этот художественный сюжет особенно актуален для Венецианского фестиваля, поскольку он родился и до сих пор проводится в рамках Биеннале современного искусства и архитектуры.
Не случайно в этом конкурсе увеличено количество призов, а его жюри возглавит знаменитая иранская художница Ширин Нешат, в прошлом году награжденная здесь призом за режиссуру фильма «Женщины без мужчин». А честь открыть программу «Горизонты» предоставлена другой известной феминистке Катрин Брейя: она сняла киноверсию классической сказки «Спящая красавица», только у Брейя героиня засыпает в семь лет, просыпается в шестнадцать, а играет ее русская девочка.
В «Горизонтах» среди прочих представлены три короткометражных фильма из России: все они сняты кинематографистами, ярко отметившимися в изобразительном искусстве. Это новая работа Рустама Хамдамова «Бриллианты» с участием Ренаты Литвиновой и Дианы Вишневой, «Слабый Рот-Фронт» видеохудожника Виктора Алимпиева и «Воодушевление» Галины Мызниковой и Сергея Проворова, также звезд нашего видеоарта.

49-3a.jpg
«Черная Венера» Абделатифа Кешиша

Птичий сезон в лагуне

Впечатляюще выглядит внеконкурсная программа: в нее включены «Последний фильм» с недавно скончавшимся Деннисом Хоппером, «Город» Бена Аффлека и «Я все еще здесь» его младшего брата Кейси Аффлека, а также «Горбачев» Стефано Инчерти с Тони Сервилло в роли игрока, похожего на советского президента. А закроется фестиваль киноадаптацией «Бури» Шекспира в постановке Джули Тэймор. Всего здесь пройдет 79 мировых премьер: среди них открывший фестиваль «психосексуальный триллер» Даррена Аронофски «Черный лебедь».

49-4a.jpg
«Посмертно» (Post mortem) Пабло Ларрайна

Два года назад этот режиссер победил в Венеции с картиной «Рестлер» о жестоком мире фальшивых боев, которые кончаются реальными смертельными драмами. В «Черном лебеде» — по сути та же тема «современных гладиаторов», умирающих на потеху публике. Только вместо мясистых борцов здесь фигурируют изящные балерины, а вместо монструозного Микки Рурка в центре сюжета не менее блистательная Натали Портман. Но мяса, пота, крови и страданий на разрыв аорты не меньше. Нина танцует в Нью-Йоркском балете и претендует на главную роль в «Лебедином озере». Она в совершенстве овладела техникой исполнения партии Белого лебедя, но воплотиться в Черного ей мешает задавленная сексуальность. Высвободить ее помогают знающий жизнь балетмейстер (Венсан Кассель), но особенно — балерина-соперница Лили (Мила Кунис), вовлекающая невинную Нину в круг порочных страстей. Только познав своих внутренних демонов, героиня оказывается способна на балетный триумф, но какой ценой?
Трудно предугадывать, но к числу самых интригующих сюрпризов этого года можно отнести российский фильм «Овсянки». Его режиссера Алексея Федорченко в Венеции уже знают: пять лет назад его картина «Первые на Луне» была награждена здесь премией программы «Горизонты». Однако Федорченко по-прежнему живет в Екатеринбурге, а его новая картина, как и «Возвращение» Андрея Звягинцева (продюсер Дмитрий Лесневский), ставшего открытием Венеции в 2003 году, снята на частные деньги (продюсер Игорь Мишин). Вновь мы встречаем в титрах оператора «Возвращения» Михаила Кричмана, главное же — фильм пропитан концентрированной духовной субстанцией, чего по привычке ждут в мире из России, сколько бы она ни сделала, дабы развеять этот миф.

49-5a.jpg
«Овсянки» Алексея Федорченко

Впрочем, эта духовность не совсем обычная, имеющая мало общего, скажем, с православной надрывностью «Острова» (тоже в свое время показанного в Венеции). Сюжет «Овсянок» строится вокруг смерти и особенного отношения к ней, присущего угро-финскому народу меря, якобы по сей день заселяющему Поволжье и сохранившему языческие ритуалы. Покойников здесь не хоронят, а сжигают, лучшим же способом ухода в другой мир считается утонуть: это голубая мечта любого мерянина. Вся эта полуфантастическая реальность пришла из повести казанского писателя Дениса Осокина. Ясно, что подобная духовная вертикаль не могла сохраниться в российской реальности, подчиненной совсем другим, властным вертикалям. Однако Алексей Федорченко давно имеет вкус к псевдодокументальности (именно в этом ключе были сделаны «Первые на Луне»). На сей раз он также вносит в картину элементы эротики и «народного декадентства»: в результате получается зрелище оригинальное, и не случайно Марко Мюллер так ухватился за этот фильм, что даже потребовал снять его с национального конкурса в Сочи, чтобы обеспечить в Венеции мировую премьеру. Повторится ли хотя бы в какой-то степени Granda Victoria Russa (как писали в 2003 году про триумф «Возвращения») — мы вскоре узнаем.


67-й международный Венецианский кинофестиваль
проходит в этом году с 1 по 11 сентября. Традиционное место проведения — Венецианская лагуна, остров Лидо. Главный приз фестиваля — «Золотой лев»


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.