#Главное

#История

«Окончательного проекта реконструкции Триумфальной площади пока нет. Есть только общее представление о том, каким он должен быть»

2010.08.29 |

Базанова Екатерина

Забор есть, проекта нет

168-10-01.jpg
До 1935 года эта площадь в центре Москвы называлась Триумфальной. 
Прежнее название вернулось к ней в 1992  году 

«Окончательного проекта реконструкции Триумфальной площади пока нет. Есть только общее представление о том, каким он должен быть», — утверждают в Московском комитете по архитектуре и градостроительству. Однако 25 августа, за шесть дней до традиционной акции «Стратегия-31», площадь обнесли серым металлическим забором, еще раньше, 18 августа, мэрия Москвы прекратила прием заявок на проведение митингов

Теперь на Триумфальной площади вас встречает информационный щит — его вывесили в день, когда появился забор, то есть 25 августа. Из него следует, что заказчиком — застройщиком площади отныне является ОАО «Бэйджинг-Инвест», 100-процентная дочка другой компании — «Система-Галс Инвест». Иностранные слова никого не должны обманывать: главными акционерами компании являются практически государственный (85,5%) банк ВТБ и АФК «Система» — традиционный партнер московского правительства в проектах самого разного свойства: от мобильной связи до — далее везде. Еще объявлен и генеральный разработчик проекта реконструкции площади — это ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, который стал таковым, как следует из официального ответа первого заместителя гендиректора ГУПа М.А. Хотимской на запрос The New Times, лишь 17 августа, то есть ровно за день до того, как мэрия отказалась принимать заявки на проведение митингов на площади. 

168-10-02.jpg
Во второй половине 30-х, когда по сталинскому генплану началось расширение Садового кольца, сквер на Маяковке был уничтожен

ГУП ГУПом по ГУПу

Из того же официального ответа также естественным образом следует, что главный архитектор города Москвы Александр Кузьмин знать не знал, кому поручено разработать проект реконструкции одной из главных площадей столицы. Вплоть до 25 августа главный архитектор, отвечая на вопросы журналистов, утверждал, что существует проект ГУПа «Моспроект-4» архитектора Дмитрия Буша, который был создан еще в самом начале 2000-х: его, как заявлял Кузьмин, решили «поженить» (термин главархитектора) с проектом, который должен предложить инвестор, то есть тот самый «Бэйджинг-Инвест». Последний, правда, пока ничего так и не предложил. Что касается проекта Дмитрия Вильямовича Буша, то по нему на глубине 16,5 метра планировалось разместить четырехуровневую парковку на 590 мест, а над ней — сквер. Теперь сквер вроде бы отменяется. Впрочем, что будет в итоге, не знает никто. Нынешний генразработчик плана реконструкции Триумфальной площади «Моспроект-2» им. М.В. Посохина о перспективах своих отношений с Дмитрием Вильямовичем Бушем и его организацией пока ничего сказать не может: «На данном этапе «Моспроект-4» к работе не привлечен»,— сообщили The New Times. Буш, в свою очередь, утверждает, что коллеги из «Моспроекта-2» с ним связывались: «Сейчас все в процессе переговоров», — заявил он The New Times.

Гостиница для Маяковского

Оказывается, реконструкция Триумфальной — часть другого масштабного проекта — реконструкции гостинично-офисного комплекса «Пекин», той самой гостиницы «Пекин», которая в советское время была знаменита своими валютными проститутками и номерами, снабженными системой слежки за иностранцами имени КГБ, а в постсоветскую эпоху — одним из первых казино города. Придавать новый облик гостинице напротив памятника Владимиру Маяковскому («Я — ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный», — писал о себе поэт) компания «Система-Галс Инвест» начала еще в 2005 году. И с того самого времени, как утверждают в ее пресс-службе, компания пыталась добиться от городских властей разрешения построить рядом с гостиницей, то есть на Триумфальной, подземный паркинг. Однако все как-то не складывалось. А тут надо же — счастье случилось: аккурат летом 2010 года мэрия Москвы предложила им проект такого паркинга. Правда, по словам пресс-службы компании, никаких четких договоренностей по деталям проекта нет. Так или иначе, но вопрос, который не удавалось решить аж пять лет, теперь благодаря, видимо, настойчивости Эдуарда Лимонова и Людмилы Алексеевой будет решен.

168-10-03.jpg
Площадь Маяковского. 60-е годы

Триумфальные неизвестные

Первыми на площадку для строительства подземного паркинга, как обещают городские власти, выйдут археологи. Но пресс-служба Госкомнаследия, так же как и начальник огороженного под строительство участка на Триумфальной площади Тимур Кедия, точной даты начала работ назвать не смогла.
У Валерия Петрухина, директора НИИ оснований и подземных сооружений им. Н.М. Герсеванова,* * Он проектировал торговый комплекс «Охотный Ряд», подземную часть гостиницы «Москва», Гагаринский тоннель Третьего транспортного кольца и другие объекты. вопросов к застройщикам и инвесторам тоже много. Во-первых, его институт занимается научно-техническим сопровождением объектов «Большой Ленинградки», а в случае с Триумфальной, которая вроде является частью этого масштабного проекта, его оставили не у дел. Во-вторых, подготовительный этап подземного строительства на бывшей Маяковской разительно отличается от того, с чем тот же Петрухин привык сталкиваться. «До начала строительства, когда у вас еще ноль, ничего нет, проводится тщательный осмотр всех соседних зданий. Документируются даже трещины в волос толщиной. На зданиях делаются так называемые марки, гвоздики в стены забиваются, чтобы контролировать, оседает здание или нет, — рассказывал Петрухин The New Times. — Проводятся геодезические и геологические исследования, тщательно изучается грунт. И только после того, как результаты экспертиз готовы и внесены корректировки в проект, начинается непосредственная работа на площадке». То есть забор на Триумфальной, надо понимать, поставили сильно загодя. «Обследование грунта проводится дважды. Много бумажной волокиты. Обычно все эти процедуры длятся от двух месяцев до года», — добавляет главный инженер проекта «Проф Эксперт» Светлана Михайлова. По словам заместителя генерального директора Московской филармонии Вячеслава Трофимова, его по телефону предупредили, что начинаются строительные работы, однако осматривать здание Концертного зала им. Чайковского никто еще не приходил. А менеджеры бара-ресторана «Москва», расположенного через площадь от Концертного зала, за день до возведения забора о самой реконструкции вообще ничего не слышали.
Мало того, и в пресс-службе Московского метрополитена — а метро проходит под площадью — ни о каких согласованиях с застройщиком тоже пока ничего не слышали. Учитывая, что где-то рядом проходят тоннели знаменитого правительственного «Метро-2», все это странно вдвойне.
Впрочем, директор Центра историко-градостроительных исследований Виктор Шередега считает строительство паркинга на Триумфальной и вовсе «абсолютно нереальной задачей»: «Между поверхностью земли и тоннелем не такое большое пространство. Непонятно, куда они этот паркинг вообще засунут. Его можно строить только на том месте, где раньше было здание театра «Современник»,* * Старое здание «Современника» находилось рядом с гостиницей «Пекин», снесено в 1974 году. но это вовсе не та площадка, которую они сейчас перегородили».
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share