Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Деньги

#Экономика

Невидимая рука Цельсия

17.08.2010 | Водянова Маргарита , Самедова Евлалия | № 25 от 16 августа 2010 года

Кому жара принесла прибыли, а кому — убытки

Невидимая рука Цельсия.
Жара и смог внесли коррективы в деятельность российского бизнеса. По предварительным оценкам экономистов, погодные аномалии будут стоить России примерно $15 млрд, или 1% ВВП по итогам 2010 года. При этом каждое предприятие само подсчитывает свои убытки и прибыли. The New Times выяснил, кто от жары проиграл, а кто выиграл


Чтобы быстрее добраться с работы до дома в окутанной смогом Москве, корреспондент The New Times тормознул частника. В «Форде» российской сборки было невыносимо душно и жарко, несмотря на открытые окна. На просьбу включить кондиционер общительный водитель, представившийся Олегом, ответил целым монологом: «Вообще-то я кондиционером не пользуюсь, хотя он у меня и есть. У меня аллергия на него, к тому же расход топлива растет, когда он включен. Но если клиент просит, я, конечно, закрою все окна и включу. Только я предупреждаю, что мне это накладно. Вчера одна девушка сверху 300 рублей дала, а вы сколько дадите?» Сошлись на 100…

166-27-01.jpg
В жаркие дни соки быстро сметаются с прилавков

Как выяснилось, ровно столько — 100 руб­лей — вполне официально берут дополнительно за прохладу некоторые службы вызова такси. «Почти каждый второй клиент в последнее время просит у нас машину с кондиционером», — рассказывает оператор такси «Престиж» Татьяна. Если учесть, что эта компания ежесуточно выполняет порядка 3 тыс. заказов, получается, что жара приносит дополнительно таксопарку 150 тыс. рублей в сутки. А ведь «Престиж» — отнюдь не самая крупная служба такси в городе…

Звездный час курьера

Олега Лукошкина нынешняя погода нисколько не пугает. Наоборот, поднимает настроение. Олег — курьер интернет-гипермаркета «Утконос». Его заработок прямо зависит от числа доставленных заказов. А их в последние две недели прибавилось на четверть. «Наши ребята этой аномалии радуются, как стекольщики — граду, — подтверждает Сергей Беззубцев, пиар-директор «Утконоса». — Им нипочем ни чудовищная температура в кабине без кондиционера, ни едкий дым, ни вес доставляемых грузов». На днях Олег Лукошкин привез одной заказчице провианта и питья общим весом 130 кг — консервы, яйца, фрукты, овощи, рыбу, воду и соки.
«Последние две недели мы наблюдаем нетипичный для этого времени года рост продаж. Если обычно летом мы делаем в день по 20 тыс. заказов, то сейчас эта цифра близка к 25 тыс., а в некоторые дни и больше, — рассказал Беззубцев. — Лидер продаж, конечно, вода, в особенности 6-литровые бутылки. Кроме того, большим спросом сейчас пользуются пиво, соки и другие безалкогольные напитки, а также свежие фрукты. Зато наб­людается спад по мясу и крепкому алкоголю». При этом, отмечает пиар-директор, существенного роста выручки за счет прибавки клиентов не произошло: «В заказах преобладают относительно дешевые товары».
 

Брокеры — тоже люди и сейчас заняты
не торговлей, а тем, чтобы спрятаться от дыма  
  


 
166-27-g1.jpgНастоящий подъем переживают производители воды и кваса. Последние полностью загрузили мощности и работают в три смены. Компания «Очаково» уже перевыполнила годовой план по продажам кваса и поставила абсолютный рекорд, продав за июль в Мос­ковском регионе 95 тыс. декалитров (1 декалитр — 10 литров) этого напитка. В сравнении с прошлым годом прирост составил 55%. Замечательно обстоят дела и у мороженщиков. По оценкам Валерия Елхова, президента Союза мороженщиков, производство с начала года выросло на четверть, причем 15% приходится на последние два месяца. Оборот производителей сладкого лакомства увеличился примерно на 12 млрд рублей, подсчитал эксперт. Особенно выгадали компании на продаже фруктовых сортов. По словам представителей X5 Retail Group (бренды «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), продажи воды и кваса в сетях выросли на 80–200%, на 86% больше покупают минеральной и на 95% — питьевой воды. На треть увеличился сбыт пива. А вот производители и импортеры крепкого алкоголя несут потери: его реализация, по словам ретейлеров, сократилась на 30%. Мяса, утверждают в X5 Retail Group, меньше покупать не стали. Но корреспондент The New Times, заглянув вечером в «Перекресток» в одном из спальных районов Москвы и проведя у мясного прилавка час, убедилась в обратном: многочисленные в эту пору покупатели в сторону мяса даже не смотрят. Даже притом, что на некоторые позиции продавец снизил цену чуть ли не вдвое. Итоги летней торговли появятся в отчетах сетей к октябрю. Но, по мнению экспертов компании «Бизнес-Аналитика», корректировки спроса, внесенные жарой, будут для сетевиков неутешительными.

Спят медведи и быки

166-27-g2.jpgЖара погнала москвичей прочь из города и из страны. Туроператоры отреагировали на новую волну спроса по-разному. По словам Алексея Бабкина, гендиректора компании «Инком-Пресс», туры на традиционные зарубежные направления не подорожали: операторы просто тихо радуются выросшему на 20% спросу. А вот путевки в Подмосковье, куда устремились преимущественно пенсионеры, за две недели подорожали на 30–40%. Тем временем российские турфирмы, занимающиеся въездным туризмом, а заодно и столичные отели фиксируют убытки. По словам президента Российского союза тур­индустрии Сергея Шпилько, если погодная аномалия затянется, можно будет говорить о крахе ряда компаний. При этом меньше всего повезло тем из них, которые не могут диверсифицировать свои риски: например, предлагают только Золотое кольцо. «Если раньше мы отправляли на экскурсии по Золотому кольцу группы по 45 человек, то теперь набирается от силы 30. На некоторые туры вообще желающих нет. Наблюдается переток клиентов на Петербург и Финский залив», — отметила менеджер турфирмы «Идни» Алла.
Снижение активности зафиксировано на фондовых биржах. Сокращение числа сделок было особенно заметно в пятницу, 6 августа, когда был поставлен рекорд и по дыму, и по жаре. По оценкам ИК «Финам», обороты компании в этот день снизились на 25% по отношению к четвергу. «Активность клиентов явно сократилась, — подтверждает начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. — В нашей компании в этот день произошло снижение оборотов на 15%. В понедельник, 9 августа, — еще на 10%». Об уменьшении активности брокеров и их клиентов свидетельствует и динамика объемов торгов. На ММВБ с 5 на 6 августа объемы резко снизились — с 45,19 млрд рублей в четверг до 35,44 млрд рублей в пятницу. «Брокеры — тоже люди и сейчас заняты не торговлей, а тем, чтобы спрятаться от дыма», — объясняет председатель правления инвестхолдинга «Финам» Владислав Кочетков.
Тем не менее биржи продолжают работать, а котировки акций — меняться. Неблагоприятные прогнозы аграриев касательно нового урожая резко подняли цены на акции зернопереработчиков. Акции группы компаний «Разгуляй» за месяц подорожали на 23,6%, компании «Пава» — на 28,1%. Биржевые спекулянты справедливо рассудили, что засуха приведет к дефициту продуктов, и стали скупать акции пищевых холдингов. В результате бумаги производителя молочной продукции и соков «Вимм-Биль-Дан» выросли на 8,1%, холдинга «Черкизово» — на 6,3%. Из-за жары резко возросло потребление электричества и, как следствие, стоимость энергокомпаний. Бумаги «Мосэнерго» подорожали в июле на 17,4%, «Мосэнергосбыта» — на 10,5%. А Волжская ТГК взлетела в цене на 36,4%.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.