«Верстка» собрала сотни свидетельств убийств российских военных их командирами и сослуживцами, поговорила с военнослужащими и их родственниками, а также изучила массив жалоб из Главной военной прокуратуры и информацию из закрытых чатов, и составила список из 101 «обнулителя» — военных, которых обвиняют в убийствах своих сослуживцев.
Почти все они командиры — от командира взвода до командиров батальонов и даже дивизий. Более чем для 60 из них удалось установить практически полные данные — ФИО, возраст, звание, подразделение и место жительства, а также получить более двух независимых подтверждений в «обнулении».
Всего с начала войны в Главную военную прокуратуру поступило более 12 тысяч жалоб, связанных с расправами над военными. Число жалоб стало резко расти во второй половине 2023 года. Только за первые шесть месяцев этого года поступило 23 630 обращений, которые касаются без вести пропавших и нарушения прав военнослужащих. Абсолютное большинство этих обращений остались без ответа.
Средний возраст «обнулителей» — около 40 лет. Среди них десятки военных с государственными наградами, в том числе пять Героев России.
Издание верифицировало убийства как минимум 150 военных, однако журналисты отмечают, что реальные цифры на порядок выше, учитывая «мясные штурмы» в один конец.
В основном штурмовая рота состоит из бывших заключенных и так называемых «косячников», рассказали собеседники издания, отметив, что попасть туда может любой, кто впадет в немилость к командирам.
От самоубийственного штурма можно попробовать отказаться, но в таком случае, по словам военных, смерть наступит в своих же окопах.
Пытки в ямах и подвалах военные тоже относят к «обнулениям» — потому что чаще всего они заканчиваются смертью жертвы.
Опрошенные «Версткой» свидетели казней считают, что «обнулителями» становятся либо склонные к садизму командиры, либо те, кто не видит других способов дисциплинировать солдат. Но главная причина — деньги. Командиры-обнулители продают возможность не ходить в штурм, требуют взятки, объявляют поборы и просто грабят подчиненных: переводят зарплаты с карт контрактников на свои счета.
В Главной военной прокуратуре действует негласный запрет на рассмотрение жалоб на полевых командиров, поэтому уголовные дела заводят лишь в единичных случаях — в самых вопиющих. «Верстка» нашла только десять дел и пять осужденных «обнулителях».
* Признана в России «иностранным агентом».