Великобритания, Канада и Австралия подтвердили в воскресенье, что теперь они официально признают палестинскую государственность, усиливая давление на Израиль с целью смягчения гуманитарного кризиса в Газе, при этом ставя трех крупных западных союзников в противоречие с администрацией Трампа.
Как пишет The New York Times, эти по-видимому скоординированные заявления были сделаны накануне ежегодного собрания Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, на котором Франция и Португалия также, как ожидается, проголосуют за признание палестинской государственности.
Совместные действия усугубят дипломатическую изоляцию премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Однако пока они не повлияли на его военную кампанию против ХАМАС, в результате которой в Газе погибли десятки тысяч человек, а большая часть анклава превратилась в руины.
По словам премьер-министра Канады Марка Карни, цель этого шага — поддержать мирное будущее как для палестинцев, так и для израильтян. Австралия подчеркнула, что ХАМАС не должен иметь роли в будущем Палестины, а Палестинская администрация обязана провести реформы.
Премьер Великобритании Кир Стармер также отметил, что у ХАМАСа не может быть будущего и никакой роли в палестинском правительстве, добавив, что члены его семьи живут в Израиле (его жена Виктория, уроженка Великобритании, является еврейкой). «Я знаю из первых рук психологическое воздействие» атак ХАМАС на израильских граждан и солдат в октябре 2023 года, — сказал он. — Поэтому я точно знаю, какова моя позиция по отношению к ХАМАС».
Стармер объявил о планах Великобритании в конце июля, на это тут же отреагировал Нетаньяху, заявив, что этот шаг вознаграждает «чудовищный терроризм ХАМАС и наказывает его жертв». «Джихадистское государство на границе с Израилем сегодня будет угрожать Великобритании завтра», — написал премьер-министр Израиля.
Израиль атаковал лидеров ХАМАС в Катаре, государстве Персидского залива, где проходят переговоры о прекращении огня, что делает достижение соглашения довольно затруднительным. Израильские войска не только не сокращают масштабы своих боевых операций, но и расширяют их, продвигаясь к главному городскому центру Газы, городу Газа.
Для Стармера, который до вступления в политику работал адвокатом по правам человека, это решение, тем не менее, было мучительным. Он пытался избежать разногласий между Великобританией и США по таким вопросам, как торговля, война в Украине и ситуация в Газе.
На пресс-конференции с Трампом Стармер попытался представить этот шаг в контексте других мер, включая давление с целью освобождения заложников и возобновление переговоров о создании палестинского государства. По его словам, признание было «частью общего пакета мер, который, как мы надеемся, выведет нас из ужасающей ситуации, в которой мы сейчас находимся».
Фото: The New York Times