Европейский союз рассматривает возможность введения новых санкций в отношении примерно полудюжины российских банков и энергетических компаний в рамках последнего раунда мер, направленных на оказание давления на Кремль с целью прекращения войны против Украины, пишет Bloomberg.
По информации источников агентства 19-й пакет санкций затронет платежные системы России, криптовалютные биржи, а также ограничит торговлю нефтью.
При этом европейские чиновники пытаются координировать свои действия по введению санкций с Вашингтоном, который ждет от ЕС более решительных шагов. «Мы готовы усилить давление на Россию, но нам нужно, чтобы наши партнеры в Европе последовали нашему примеру», — заявил министр финансов Скотт Бессент в воскресенье в интервью программе NBC.
Президент США Дональд Трамп до сих пор воздерживался от введения прямых санкций против России, несмотря на то что пропустил несколько самоустановленных сроков, и Путин по-прежнему не желает вести переговоры о прекращении войны. Однако Трамп удвоил пошлины на Индию до 50% из-за ее продолжающихся закупок российской нефти.
Помимо дополнительных пошлин на экспорт покупателям российской нефти США рассматривают возможность введения санкций в отношении «теневого флота» нефтяных танкеров Москвы и энергетических компаний «Роснефть» и «Лукойл» в рамках ряда возможных вариантов, сообщал ранее Bloomberg. Кроме того, ЕС рассматривает возможность введения запрета на экспорт большого количества товаров и химикатов, используемых военной промышленностью Москвы, а также торговых ограничений в отношении иностранных компаний, в том числе в Китае, которые поставляют эти товары. Среди других рассматриваемых мер — ограничение на выдачу виз, ограничения для портов, которые принимают судна, подпадающие под санкции, а также санкции в отношении таких услуг, как искусственный интеллект, имеющих военное значение, добавили источники.
Между тем, как пишет Financial Times, экономика войны продолжает бить по самой России. Доходы от нефти и газа упали на 20% с начала года, рост ВВП замедлился почти втрое, а дефицит бюджета достиг 4,9 трлн рублей ($61 млрд) вместо запланированных 0,5% ВВП, пишет издание.
Экономисты считают, что «дыры» будут затыкать за счет новых заимствований и частично — резервного фонда, половина которого уже потрачена на войну. Проблемы усугубляют дефицит рабочей силы, падение угольной отрасли, ухудшение качества кредитов, а также укрепившийся рубль (чем он сильнее, тем меньше рублей получает бюджет от продажи нефти и газа за валюту, а значит — труднее затыкать дефицит).
Эксперты отмечают, что Кремль впервые сталкивается с необходимостью реальных «разменов» в бюджете — придется выбирать между военными расходами и социальными программами. При этом риск рецессии становится все более возможным.