1 сентября 2025 года вступил в силу закон о контроле ФСБ над наукой, образованием и технологиями. Однако, как узнал T-Invariant*, перечень работ, обязательных для внесения в государственную научную базу, с момента принятия закона изменился до неузнаваемости: силовые структуры вывели свои проекты из-под контроля, оставив ФСБ только гражданские исследования и разработки.
Все вузы и НИИ обязаны передавать сведения о работах с любым участием иностранцев, а ФСБ получит личный кабинет в базе для согласования международных контактов. Но в новую базу не будут вносить несколько типов научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов. Во-первых, те, что проводятся в рамках гособоронзаказа. Во-вторых, проекты, которые содержат государственную тайну или иную «охраняемую законом тайну», такая размытая формулировка позволяет вывести из под контроля множество проектов. И, в-третьих, все научные проекты в интересах Минобороны, Росгвардии, МЧС, ФСБ, а также МИД и Федерального медико-биологического агентства.
«Насколько можно судить из текста постановления, из-под действия закона вышли ведомства, где присутствие ФСБ обеспечено на более серьезном уровне — подразделениями, у которых очень серьезные позиции внутри силового блока. В МИД эфэсбешники представлены департаментом контрразведывательных операций (ДКРО) Первой службы, а ДКРО и в целом Первая служба — это едва ли не самый влиятельный главк в ФСБ. В Минобороны спецслужба представлена, прежде всего, военной контрразведкой (ДВКР) — это самый многочисленный главк ФСБ, с постоянно растущим влиянием. Видимо, эти подразделения ФСБ просто не захотели отдавать на сторону курируемые ими ведомства», — полагает исследователь деятельности российских спецслужб Андрей Солдатов*.
В результате контроль ФСБ сосредоточится на самых мирных областях — филологии, экономике, медицине, где теперь будут искать «иностранное влияние».
* Признаны в России «иностранными агентами».