В распоряжении «Важных историй» оказалось более 50 жалоб, которые родственники пропавших военнослужащих отправили в администрацию президента. Они оспаривают признание своих близких самовольно оставившими часть, так как знают, что они внезапно перестали выходить на связь, или даже получили информацию о его гибели. В каждой пятой изученной журналистами жалобе родные военных указывают, что знают о гибели своего близкого от сослуживцев, хотя официально он находится в статусе СОЧ. Это происходило как минимум в 25 воинских частях не менее чем в 11 регионах России.
Всего, по данным АП, с начала войны россияне отправили президенту более 40 тысяч жалоб о розыске пропавших без вести военных, куда могут входить и обращения об их необоснованном статусе СОЧ.
Зачастую семьи уверены, что их пропавших мужчин ложно обвиняют в оставлении части, чтобы не выплачивать положенные «гробовые» миллионы.
Правозащитники же считают, что неправомерное объявление военнослужащих СОЧ вряд ли можно объяснить желанием командиров сэкономить государственный бюджет. Минобороны может пытаться просто выправить статистику уголовных дел, так как дезертируют из армии действительно часто, а вот дел возбуждается не так много.
Еще одна версия необоснованных статусов СОЧ, которую обсуждают родные военнослужащих, — попытка командования скрыть потери. Об этом близкие пишут в жалобах, ссылаясь на разговоры с военными и командирами части.
Часто между подписанием контракта и исчезновением человека, которого затем объявляют СОЧ, проходит совсем немного времени. Из 20 человек, у которых известна дата подписания контракта, 18 перестали выходить на связь в первые полгода службы, большинство из них — в первые два месяца. Самый короткий промежуток между подписанием контракта и последним разговором с родными — восемь дней. Гражданский муж Елизаветы, объявленный СОЧ, подписал контракт в колонии 11 июля 2024 года, 19 июля единственный раз вышел на связь, а уже 24 июля ушел на боевое задание и не вернулся.
При этом военные юристы рассказали изданию, что командиры не должны присваивать солдату статус СОЧ без оснований, например показаний сослуживцев или обстоятельств исчезновения. При этом сфальсифицировать статус СОЧ в армии несложно, так как для возбуждения уголовного дела достаточно сроков отсутствия в части, а обстоятельства и причины второстепенны.
* Признаны в России «иностранным агентом» и «нежелательной» организацией.