1-й Западный окружной военный суд в Петербурге приговорил 45-летнего юриста Геннадия Калашникова к 15 годам колонии строгого режима по делу о «публичных призывах к экстремизму» и «оправдании терроризма», а также о «вовлечении в деятельность» РДК*. Обвинение запрашивало 18 лет заключения.
Уголовное дело возбудили в июне 2024 года за комментарии, написанные в декабре 2022 года в чате телеграм-канала «Правый взгляд». 15 декабря 2022 пользователь Schmeisser88 оставил под опубликованной администраторами канала картой боев в Бахмуте комментарий «Смерть путинским оркам!» 16 марта 2024 года администраторы чата репостнули в него пост из канала Русского добровольческого корпуса (РДК), в котором бойцы подразделения отрицали сообщения Минобороны России об уничтожении их сил в Курской области. Пользователь Schmeisser88 отреагировал на него сообщением: «Слава РДК!!!»
Как выяснило следствие, ник был зарегистрирован на номер телефона, которым Геннадий Калашников пользуется более 15 лет. Биллинг подтвердил, что номер, с которого писали комментарии, в эти дни находился в зоне действия сотовых вышек около дома Калашникова.
Поскольку чат был открытым, следователь указал, что своими сообщениями Калашников пытался воздействовать «на сознание и волю пользователей мессенджера Телеграм, аудитория которого насчитывает более 500 млн пользователей». При этом в самом чате сейчас состоят чуть больше двух тысяч человек.
В ноябре 2024 года Калашникову вменили еще одну статью — о «вовлечении в деятельность террористической организации». Поводом послужила переписка Геннадия с сыном, в которой он предложил воевать в РДК, потому что «если воевать, то на стороне добра».
Калашникова задерживали и отпускали несколько раз, пока не предъявили обвинение и отправили в СИЗО.
Калашников не отрицает, что писал комментарии в чате телеграм-канала «Правый взгляд», но настаивает, что не призывал к убийствам и не оправдывал терроризм.
При этом юрист утверждает, что «впервые слышит об РДК» — как и том, что организация признана террористической в России. Отдельно он отмечал, что «никогда не писал комментарии на проукраинских ресурсах» и «не был знаком с представителями украинских властей».
Кроме комментариев в чате и переписок Калашникова в качестве доказательств его вины следствие указывает показания свидетеля Шуренкова, называющего себя давним знакомым Геннадия. По его утверждению, Калашников «придерживается правых взглядов», «положительно относится к славянской культуре» и «одобряет деятельность РДК». Все это Шуренков, по его словам, узнал из переписки с приятелем в Телеграме — вживую они последний раз виделись в 2002 году.
Запрошенный для него срок Калашников назвал «равносильным смертному приговору». По его словам, из-за отсутствия в СИЗО инсулина и положенного для диабетиков питания ему приходится порой по несколько дней голодать, дожидаясь передач от родственников.
«Зачем делать из меня политического зека? Я всегда был довольно лоялен к настоящей политической власти в стране. Всегда ходил на выборы, голосовал за Путина, за партию власти. Всегда считал себя патриотом страны, никогда не участвовал в запрещенных организациях либо митингах. Всегда жил тихо-спокойно», — рассуждал он в суде.
* Признан в России «террористической» организацией.
Фото: Медиазона