UPD: Как пишет Reuters, Пакистан созвал высший орган, принимающий решения, касающиеся ядерного арсенала
Пакистан утром 10 мая объявил о начале масштабной военной операции «Баньян-уль-Марсус» («Прочная стана»), назвав ее ответом на «индийскую агрессию». Заместитель премьер-министра Пакистана Исхак Дар заявил в субботу утром, что у его правительства не осталось иного выбора, кроме как принять ответные меры. «Это взвешенная и пропорциональная мера, расплата за то, что они сделали», — сказал он в эфире пакистанского телеканала Geo News, сообщив, что целями ударов стали, в частности, авиабазы в городе Удхампур в индийской части Кашмира и в Патханкоте в штате Пенджаб, а также склад сверхзвуковых ракет «БраМос» в Беасе. Это было сделано в ответ на удары индийской армии. «Око за око», — говорится в заявлении пакистанских военных.
Между тем, как пишет The New York Times, Индия заявила, что нанесла удары по нескольким пакистанским военным объектам, в том числе по двум радарным установкам, в ответ на волну пакистанских атак на 26 объектов с использованием беспилотников, оружия дальнего радиуса действия и истребителей. На четырех базах ВВС был нанесен «ограниченный ущерб» оборудованию и персоналу, заявили на пресс-конференции в субботу представители индийских вооруженных сил.
«Именно действия Пакистана стали провокацией и эскалацией. В ответ Индия защищалась и отреагировала ответственно и взвешенно», — заявил министр иностранных дел Индии Викрам Мисри.
Обе страны заявляют о своем стремлении к деэскалации, но конфронтация только усиливается.
Группа G7 в пятницу призвала Индию и Пакистан начать прямой диалог в условиях обострения вражды между соседями, обладающими ядерным оружием. В заявлении министров иностранных дел Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, США, Великобритании и Европейского союза говорится, что они «решительно осуждают» нападение исламистских боевиков 22 апреля, в результате которого погибли 26 человек в Кашмире, находящемся под управлением Индии. Индия обвинила Пакистан, который отверг обвинения и призвал к нейтральному расследованию. «Мы призываем к немедленной деэскалации и призываем обе страны начать прямой диалог для достижения мирного результата», — говорится в заявлении G7.
После состоявшегося в пятницу разговора между госсекретарем Марко Рубио и главой пакистанской армии Асимом Муниром Госдепартамент США сообщил, что Рубио предложил помощь США «в начале конструктивных переговоров, чтобы избежать будущих конфликтов».
С конца апреля Рубио также регулярно общается с премьер-министром Пакистана Шехбазом Шарифом и министром иностранных дел Индии Субрахманьямом Джайшанкаром.
Президент Дональд Трамп ранее на этой неделе заявил, что рост напряженности — это позор. При этом вице-президент США Джей Ди Вэнс сказал, что война между двумя странами — «не наше дело», отмечает Reuters.
В последние годы Индия рассматривается западными державами как важный партнер в противовес растущему влиянию Китая. Пакистан является союзником США, хотя его значение уменьшилось после вывода Вашингтоном войск из соседнего Афганистана в 2021 году.
На гималайский регион Кашмир, где большинство населения составляют мусульмане, полностью претендуют, но лишь частично управляют как Индия, где большинство населения составляют индуисты, так и исламский Пакистан. На протяжении десятилетий он был местом войн, повстанческих движений и дипломатического противостояния.
Индия и Пакистан стали отдельными государствами в 1947 году, и за это время они вели три войны, причем споры вокруг Кашмира были частью каждой из них. В одной из этих войн, в декабре 1971 года, была установлена так называемая Линия контроля, разделяющая Кашмир.
Фото: Reuters