#Деньги

Прохлада по тройной цене

10.08.2010 | Алякринская Наталья | № 24 от 9 августа 2010 года

Куда девались в жару кондиционеры и вентиляторы
Аномальная жара в России кое-кому оказалась выгодна. Продавцы климатической техники резко взвинтили цены и поставили рекорды по продажам. Но вентиляторов и кондиционеров все равно не хватает. Масштабы дефицита и степень цинизма торговцев выяснял The New Times

32-1a.jpg78-летней москвичке Елене Заниной стало плохо ночью. Промышленный район Капотня, где она живет, и в обычное-то время не отличался чистотой воздуха, а теперь от смога, покрывшего столицу, стал похож на адский инкубатор. «Я думала, переживем как-нибудь этот кошмар, — говорит сердечница, — но в ту ночь поняла: до осени можно и не дотянуть». ­На­у­т­ро сын Елены Ивановны стал обзванивать интернет-магазины. «Просто нет слов, — возмущается Владимир. — Мобильный кондиционер, который еще вчера стоил 10—15 тыс., теперь продают за 35–40 тыс. рублей!» Очередь на установку сплит-систем (навесной кондиционер с «выходом» на улицу) оказалась расписанной до сентября. Владимиру повезло: без надежды заглянув в соседний магазин бытовой техники, он увидел, как в зал выносят вентиляторы. Не раздумывая, он выложил 3,5 тыс. рублей — за то, что еще в начале лета стоило от силы 900…

Любой ценой

По данным Национального фонда защиты потребителей, все запасы более или менее дешевых кондиционеров и вентиляторов сети распродали еще в первой половине июля, а цены на климатическую технику за последний месяц выросли в 4,5 раза. Их взвинтили в основном интернет-продавцы и торговцы на рынках бытовой техники типа «Горбушки». Крупные сети, живущие за счет больших оборотов, оказались заложниками поставщиков, у которых склады опустели в первые недели жары.
 

В России нет ни одного производящего кондиционеры завода, а потому рынок климатической техники целиком зависим от импорта  


 
Зайдя в один из крупных сетевых магазинов бытовой техники, корреспондент The New Times обнаружила в продаже сплит-системы по цене 42 850 руб. и мобильные кондиционеры за 45 тыс. «Как только установилась жара — с 21 июня, весь годовой заказ раскупили за 3–4 недели, — рассказывает Надежда Киселева, руководитель пресс-службы компании «М.Видео». — Имея хорошие отношения с поставщиками, мы сделали еще один заказ, но и его тут же распродали». По словам Киселевой, в Москве и Санкт-Петербурге 150–200 единиц техники «уходили» за 1–2 часа, а очередь по установке сплит-систем растянулась до конца августа, несмотря на то что сеть в 5 раз увеличила число бригад.
«Дело не в торговле — она бы продала с удовольствием: объемы продаж за время жары выросли в 10 раз по сравнению с прошлым годом, — говорит Антон Гуськов, пресс-секретарь Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. — Производители не справились с возросшим спросом и не смогли вовремя произвести нужный объем».

Серое и белое

Казалось бы, колоссальный спрос — благо для производителей и продавцов, источник непредвиденной прибыли. Но в России нет ни одного завода, производящего кондиционеры, а потому рынок климатической техники целиком зависим от импорта. По данным агентства «Литвинчук Маркетинг», в 2010 году 46% климатической техники в Россию поставляется из Китая, 30% — из Южной Кореи, 22,5% — из Японии. Но бизнес этот оказался крайне неповоротливым. «Чтобы получить технику в мае, надо еще в ноябре сделать поставщику 30-процентную предоплату, — объясняет Георгий Литвинчук, директор агентства «Литвинчук Маркетинг». — Потом в марте при отгрузке заплатить остальные 70% и полтора месяца ждать, пока ваш товар будет плыть на корабле в Европу и растаможиваться. От момента отгрузки в стране-производителе до получения техники в России проходит в среднем два месяца».
«Очень длительные сроки поставки, — подтверждает Сергей Драндров, руководитель компании «Регада», специализирующейся на установке кондиционеров. — Чтобы техника появилась в конце марта, заказ надо разместить в декабре: весь товар идет морем. Потом, исходя из продаж, весной делается дозаказ, — и тогда техника приходит в конце июня». По словам Драндрова, в марте техники было заказано мало. А та, которую заказали по итогам жары, придет только осенью.
«Следующие поставки ждем в октябре, — подтвердили в московском офисе Mitsubishi Electric. — Мы не рассчитывали на такую жару, дешевые модели наших кондиционеров проданы на три месяца вперед». В этой медлительности во многом виновата российская таможня, пожаловался The New Times на условиях анонимности представитель крупной южнокорейской компании в Сеуле. По его словам, растаможивание часто выливается в многонедельную бюрократическую волокиту.
Наконец, в дело вмешался и финансовый кризис. «В новый сезон наша компания вошла с остатками продукции — в прошлом году мы не смогли распродать все запасы, — сообщил Дмитрий Тараскин, менеджер по продажам бытовых кондиционеров LG Electronics. — И пока не был продан имеющийся товар, новые поставки были существенно лимитированы. Соответственно, план на производство и на будущие поставки составлялся, исходя из сложившейся ситуации 2009 года с учетом его достаточно скромных показателей».
Не видит ничего удивительного в том, что рынок климатической техники отреагировал на аномальную жару столь же аномальным ростом цен, Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП): «Вспомните: во время эпидемии гриппа аптеки повысили цены на противогриппозные маски в 10 раз. Пошла жара — подняли цены на кондиционеры». По словам Янина, антимонопольные ведомства здесь бессильны: в России, согласно закону, можно регулировать рост цен лишь на социально важные пищевые продукты — в случае, если в течение месяца они подорожают более чем на 30%. «То, что государство не вмешивается в этот процесс, — нормальная практика, — полагает Янин. — Этот рынок достаточно конкурентный, и обязательно найдутся продавцы, которые рано или поздно начнут снижать цену».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.