Как пишет The New York Times, давняя цель президента Трампа — отвоевать Гренландию для Америки — перешла из разряда риторики в разряд официальной политики США: Белый дом приступил к реализации официального плана по приобретению арктического острова у Дании.
«Гренландия нужна нам для обеспечения национальной и даже международной безопасности, и мы работаем со всеми заинтересованными сторонами, чтобы попытаться получить ее», — сказал Трамп в своем обращении к Конгрессу в прошлом месяце, добавив, что «так или иначе, мы ее получим».
Один из источников издания сообщил, что несмотря на намеки Трампа на возможное применение силы, в ходе обсуждений под руководством Совета безопасности никогда всерьез не рассматривались военные варианты, упор делается на убеждение, а не на принуждение.
При этом на выборах, которые прошли в Гренландии в прошлом месяце, оппозиционная политическая партия, выступающая за скорейшую независимость и более тесные связи с Соединенными Штатами, заняла второе место, набрав всего четверть голосов.
Советники Трампа уже начали публично обвинять Данию в недостаточной защите безопасности Гренландии, заявляя, что только Соединенные Штаты могут защитить ее от посягательств России и Китая, и утверждая, что Америка поможет гренландцам «разбогатеть».
Администрация Трампа также изучает вопрос о финансовых стимулах для жителей Гренландии, включая возможность замены субсидий в размере 600 миллионов долларов, которые Дания предоставляет острову, ежегодными выплатами в размере около 10 000 долларов на каждого жителя Гренландии. Некоторые чиновники считают, что эти расходы могут быть компенсированы за счет новых доходов от добычи природных ресурсов Гренландии, включающих редкоземельные минералы, медь, золото, уран и нефть.
Об интересе к Гренландии Трамп говорил еще в свой первый срок, тогда эту идею рассматривали как дикую фантазию. Гренландские чиновники отказались, на этом обсуждение закончилось. Однако второй срок Трамп опять начал с этой идеи. «Президент Трамп считает Гренландию стратегически важным местом и уверен, что гренландцы будут лучше защищены Соединенными Штатами от современных угроз в арктическом регионе», — заявил пресс-секретарь Совета национальной безопасности Брайан Хьюз.
Трамп не первый американский президент, проявивший интерес к Гренландии. Администрация Трумэна, обеспокоенная угрозами нацистов в адрес острова во время Второй мировой войны, в 1946 году предложила Дании за него сумму, эквивалентную 1 миллиарду долларов.
Однако угрозы Трампа контролировать Гренландию «тем или иным способом» звучат для многих в мире как империализм, вместе с разговорами о возвращении Панамского канала и даже аннексии Канады. Если усилия администрации по убеждению не увенчаются успехом, вполне возможно, что Трамп перейдет к более жесткой тактике.
Лидеры Дании, в свою очередь, шокированы и взбешены разговорами Трампа о покупке или захвате острова и настаивают на том, что гренландцы должны свободно определять свою судьбу. Во время визита в Гренландию на прошлой неделе премьер-министр Дании Метте Фредериксен осудила «давление и угрозы» администрации Трампа, заявив, что «нельзя аннексировать другую страну».
Дания в течение многих веков в той или иной форме контролировала Гренландию, а в 1953 году приняла ее в состав своего королевства. Сегодня Гренландия сама управляет своими внутренними делами, при этом ее бюджет на 60% субсидируется Данией. Многие лидеры Гренландии поддерживают идею независимости, но расходятся во мнениях о том, как скоро это должно произойти и стоит ли сближаться с Соединенными Штатами.
Фото: АР