The Sunday Times публикует результаты трехмесячного расследования разведывательной деятельности России в британских водах. Журналисты побеседовали с более чем десятком бывших министров обороны, старшими офицерами вооруженных сил и военными экспертами, чтобы выяснить, как Россия использует свои непревзойденные возможности подводной войны для составления карт, взлома и потенциального саботажа важнейших объектов британской инфраструктуры.
Sunday Times оговаривается, что решила не раскрывать некоторые подробности, в том числе местоположение обнаруженных датчиков. Группе журналистов газеты был предоставлен беспрецедентный доступ на судно глубоководного наблюдения Королевского военно-морского флота Proteus, где они могли наблюдать работу по поиску российских датчиков.
Эти датчики, — как пишут авторы расследования, — были спрятаны в морях вокруг Британии и обнаружены британскими военными, которые сочли их потенциальной угрозой национальной безопасности: предполагается, что они следили за британскими атомными подводными лодками, в том числе пытались собрать разведданные о четырех британских подводных лодках Vanguard, которые несут ядерные ракеты.
До сих пор эти факты не предавались огласке. Некоторые российские датчики были обнаружены после того, как их выбросило на берег, а другие, как предполагается, были найдены Королевским военно-морским флотом.
Cудно глубоководного наблюдения Proteus. Фото: The Sunday Times
РАССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАЛО
• Беспилотные российские аппараты были обнаружены рядом с глубоководными кабелями связи.
• Министерство обороны располагало достоверной информацией о том, что суперъяхты, принадлежащие российским олигархам, могли использоваться для ведения подводной разведки.
• Военно-морской флот обнаружил и другие датчики, установленные на морском дне.
• Правительство рассматривает возможность обязать технологические и энергетические компании более тесно сотрудничать с военными и финансировать защиту подводной инфраструктуры.
Москва, как считают в британском ВМФ, не перестает инвестировать в подводные лодки, патрулирующие мутные глубины мирового океана. Россия — единственная страна, обладающая флотом специализированных подводных лодок для ведения боевых действий на морском дне и шпионажа. Некоторые из них превосходят возможности Великобритании и ее союзников по НАТО.
Британские военные считают, что к моменту полномасштабного вторжения в Украину Россия уже начала готовить почву для гораздо более масштабного конфликта с НАТО, занимаясь слежкой и саботажем подводных интернет-связей, энергетических трубопроводов и военных кабелей, которые жизненно важны для функционирования западных демократий. Это, по мнению военных, лежит в основе путинской доктрины Grey Zone (серая зона).
Справка: Grey Zone — термин, часто используемый для описания враждебных действий, которые находятся между традиционной международной политикой и вооруженным конфликтом. — NT.
ИГРА В КОШКИ-МЫШКИ
«Не должно быть никаких сомнений в том, что в Атлантике идет война. Это игра в кошки-мышки, которая продолжается со времен окончания холодной войны и сейчас снова разгорается...»
Несмотря на другие версии, инсайдеры из Королевского военно-морского флота утверждают, что подрыв газопровода «Северный поток» в 2022 году стал первым крупным инцидентом такого рода. Его «военная точность» имела все признаки кремлевской операции Grey Zone.
Авторы расследования напоминают, что за последние 15 месяцев в Балтийском море также было повреждено не менее 11 интернет-кабелей. В это время рядом некие суда тащили якорь по морскому дну. Подозрения пали на теневой флот России, состоящий из стареющих танкеров, которые Путин использует в основном для обхода западных нефтяных санкций.
«Чтобы тащить судно, нельзя выключать двигатель, так что это явно намеренное действие», — сказал инсайдер из оборонного ведомства. Когда в декабре был поврежден кабель между Эстонией и Финляндией, Объединенные экспедиционные силы — группа стран Северной Европы и Балтии во главе с Великобританией — отреагировали на это, активировав Nordic Warden, систему реагирования, которая использует искусственный интеллект для отслеживания местоположения теневого флота.
По словам британского военного, которого цитирует газета «...не должно быть никаких сомнений в том, что в Атлантике идет война. Это игра в кошки-мышки, которая продолжается со времен окончания холодной войны и сейчас снова разгорается. Мы наблюдаем феноменальную активность России».
The Sunday Times называет некоторые российские разведывательные суда, которые шпионят у берегов Британии.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ «ЯНТАРЬ»
Корабль-шпион «Янтарь» получил известность в прошлом году, когда он появился у берегов Великобритании. Он, как говорится в статье, оснащен беспилотными подводными аппаратами (НПА) и двумя мини-субмаринами, способными погружаться на глубину до 6000 метров. Эти аппараты позволяют находить и наносить на карту объекты инфраструктуры, а также перерезать кабели с помощью манипуляторов и считывать информацию.
В ноябре «Янтарь» был обнаружен в Ирландском море рядом с кабелями, по которым передаются данные для Microsoft и Google. Корабль Proteus был одним из нескольких судов, направленных для наблюдения за ним. Proteus, стоящий на якоре недалеко от самого западного города Шотландии, образует внушительный силуэт на фоне острова Арран, а его гигантская вертолетная площадка и глубоководный кран хорошо видны с расстояния в милю.
Океанографическое судно «Янтарь». Фото: Виталий Невар / ТАСС
СЛЕЖКА
Когда в январе «Янтарь» вернулся в Ла-Манш, министр обороны Джон Хили разрешил HMS Somerset и HMS Tyne следить за ним с более близкого расстояния, а атомная подводная лодка HMS Astute скрытно наблюдала за судном снизу, прежде чем всплыть рядом с ним.
Эта более агрессивная позиция была одобрена в британском ВМФ. Один высокопоставленный чиновник, которого цитируют авторы расследования, заявил:
«...Да, мы должны играть по правилам игры. Но если раньше мы играли вежливо, то теперь мы стали играть мускулами...»
ЯДЕРНЫЕ МИНИ-СУБМАРИНЫ
Настоящая проблема, считают военные, это не корабль «Янтарь». Воды, непосредственно окружающие Великобританию, по большей части находятся на европейском континентальном шельфе, а значит, их глубина редко превышает 300 метров. У военно-морского флота есть несколько способов наблюдения за ними и отслеживать активность России.
Но морское дно опускается на тысячи метров там, где континентальный шельф заканчивается. И тут Proteus оказывается единственным надводным судном ВМС, способным контролировать эти глубины. А именно там прячется самая мощная угроза — флотилия из шести мини-субмарин с ядерным двигателем.
Эти мини-подлодки опасны тем, что могут находиться на морском дне и оснащены манипуляторами, способными перерезать кабели, закладывать взрывчатку или устанавливать прослушивающие устройства на оптико-волоконных кабелях. Их поддерживают две более крупные «материнские» субмарины, что позволяет скрытно перемещать их практически в любую точку мира.
ЯХТЫ ОЛИГАРХОВ НА СЛУЖБЕ РАЗВЕДКИ
Но это еще не всё! Три высокопоставленных источника в оборонном ведомстве сообщили, что до полномасштабного вторжения в Украину имелись достоверные сведения о том, что суперъяхты, принадлежащие олигархам, тоже могли использоваться для подводной разведки вокруг Великобритании.
На некоторых из этих судов есть так называемые moon pools, которые можно скрытно использовать для размещения и извлечения глубоководного разведывательного и водолазного оборудования.
Справка: moon pool — это приспособление для размещения и извлечения оборудования, которое используют для различных работ на море: на морских буровых платформах, судах обеспечения водолазных работ, рыболовных судах, морских исследовательских судах и судах для подводной разведки. — NT.
Бывший министр рассказал журналистам, как в 2018 году десантно-штурмовой корабль HMS Albion был вынужден преждевременно покинуть порт в Лимассоле (Кипр). Судно стояло в доке менее суток, когда рядом с ним бросила якорь суперъяхта, принадлежащая одному из олигархов. Подозревая, что она находится там, чтобы тайно наблюдать за «Альбионом», корабль ВМС «довольно быстро двинулся дальше».
УГРОЗА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ
«У русских есть возможность перерезать военные кабели»
Британское правительство обеспокоено, что под угрозой может оказаться передача банковских данных через Атлантику, а это — неотъемлемая часть функционирования западных финансовых рынков. С таким огромным объемом информации, которая ежесекундно и ежедневно проходит через кабели, резервные спутниковые копии не смогли бы справиться.
Военные же опасаются, что Россия сможет устанавливать расположение военных кабелей, устанавливать на них прослушки и даже уничтожать. «У русских есть возможность перерезать военные кабели», — поделился своими опасениями один из высокопоставленных военных.
В 2020 году, например, как рассказали в Минобороны, рядом со стратегически важными подводными кабелями были обнаружены российские беспилотные подводные аппараты (НПА), способные работать на больших глубинах и преодолевать сотни миль за несколько дней. Тогда поблизости не было ни материнского корабля, ни подводной лодки, так что было ясно, что они преодолели огромное расстояние, чтобы добраться до кабелей.
Министерство обороны считает «не подлежащим сомнению», что НПА пытались взломать кабели, хотя на сегодняшний день нет никаких доказательств того, что России это удалось.
СЕНСОРНЫЕ УСТРОЙСТВА У БЕРЕГОВ БРИТАНИИ
«Это мир, окутанный тайной и уловками, и очень трудно добиться абсолютной ясности»
В последние годы военно-морской флот обнаружил в море вокруг Великобритании несколько сенсорных устройств, которые, по мнению Министерства обороны, были установлены, чтобы засечь передвижения четырех британских подводных лодок Vanguard, которые вместе составляют постоянное ядерное сдерживание Великобритании в море.
Неясно, какого типа датчики были найдены, это, судя по всему, военная тайна, — пишут журналисты. Несколько из них выбросило на берег, ВМС обнаружили и другие датчики.
The Sunday Times приводит слова одного из высокопоставленных чинов в ВМС, который сравнивает это с «космической гонкой»:
«...Это мир, окутанный тайной и уловками, и очень трудно добиться абсолютной ясности. Но дыма достаточно, чтобы предположить, что где-то есть и огонь...»
ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
Глубоководное судно, на котором побывали журналисты The Sunday Times, было куплено у Норвегии для защиты критически важной подводной инфраструктуры Великобритании и для того, чтобы власти могли лучше понять масштаб угрозы. После модификации судно было названо Proteus, спущено на воду и осенью 2023 года вступило в строй.
Журналисты издания присутствовали при том, как команда судна училась работать с одной из новинок — SeaCat, новейшим автономным аппаратом в форме торпеды длиной 3 метра. На его носу установлена камера высокого разрешения, а по бокам, как на крыльях, — передовые радиолокационные системы. Он способен работать в течение 24 часов на глубине 300 метров, и, по словам одного из командиров, аппарат в разы быстрее обнаруживает мины, чем конвенциональные аппараты.
В статье перечисляются и другие новейшие средства глубоководной разведки, которыми теперь оснащен ВМФ Великобритании. Помимо SeaCat это:
• НПА Gavia, аппарат, способный погружаться на глубину 1000 метров, что достаточно для того, чтобы покрыть большую часть вод, окружающих Великобританию;
• Defender, который может быть оснащен целым рядом оборудования, включая манипуляторы.
Все эти три аппарата оснащены сложными гидролокаторами, позволяющими сканировать большие участки морского дна, а обнаружив подозрительную активность, могут приблизиться и сделать снимки высокого разрешения.
Глубоководный аппарат Gavia. Фото: The Sunday Times
Глубоководный аппарат Defender. Фото: The Sunday Times
БУДУЩАЯ ЗАЩИТА
Британское правительство обязуется к 2027 году тратить на оборону 2,5% ВВП, ожидаются дальнейшие инвестиции в боеспособность ВМФ под водой.
Ожидается, что в стратегическом обзоре обороны, заказанном министром обороны Джоном Хили для устранения пробелов в вооружении Великобритании, будет рекомендовано уделить больше внимания подводной инфраструктуре.
Авторы расследования приходят к выводу, что правительство Кира Стармера осознает масштаб угрозы, и многомиллиардные дополнительные расходы на оборону приведут Британию в боевую готовность.