Большинство западных наблюдателей с самого начала воспринимало Дмитрия Медведева как «временного работника», а то и попросту как «марионетку» Владимира Путина. Сегодня же аналитики упорно ищут признаки раскола между президентом и главой правительства. Полемика вокруг модернизации, ряд недавних кадровых назначений в Москве и регионах, очевидные трения между представителями окружения Путина и Медведева — многое и впрямь говорит о том, что «верховный тандем» не так уж и дружен, как пытаются представить официальные кремлевские пиарщики. К тому же в Вашингтоне и (особенно) в Париже российский президент показался более открытым и откровенным в общении, нежели его предшественник: на Западе заговорили о «линии Медведева» — новом либеральном курсе в области внешней политики и безопасности. Существует ли она на самом деле или это политический мираж?
В течение последних нескольких месяцев Медведев дистанцировался от дипломатических постулатов Путина, по крайней мере, в трех серьезных вопросах. Первое — отношения с США. «Мини-холодная война» 2003–2008 годов позади — недавний визит Дмитрия Медведева в Калифорнию и Вашингтон не оставил в этом никаких сомнений. И кстати, аналитики на Западе заметили активную роль в деле «нового сближения» с Америкой влиятельных представителей элиты ельцинских времен, в частности, Александра Волошина и Анатолия Чубайса. Второе — вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Окружение Медведева подало четкий сигнал Западу: для России это было и есть задачей первостепенной важности. Во всяком случае более важной, чем Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией. Ну и в-третьих — Иран. Путин никогда не питал особых симпатий к Ахмадинежаду, но и не торопился поддерживать на иранском направлении Запад. У Медведева более решительный подход: Москва однозначно поддержала ужесточение санкций в отношении Тегерана.
 

В течение последних нескольких месяцев Медведев дистанцировался от дипломатических постулатов Путина, по крайней мере, в трех серьезных вопросах  


 
А теперь сделаем паузу. На постсоветском пространстве различия между линиями Путина и Медведева пока просматриваются с трудом. Новый президент РФ, к примеру, не кажется более покладистым к Грузии. В отношениях с Украиной российский подход стал менее резок и неожиданно (а может, как раз закономерно) более эффективен, чем в 2004-м, когда Москва споткнулась о Майдан и «оранжевую революцию». Тем не менее команда Медведева пока не отказывается от традиционного для российских правителей взгляда на Украину, как на «старшего среди младших». А на европейском направлении Медведев вообще едет строго по колее Путина, отдававшего приоритет отношениям с Германией, Италией, Францией. И даже потепление отношений с Польшей — отнюдь не медведевский «эксклюзив», а прямое следствие того, что Путину удалось задружиться со своим польским коллегой Туском. Не видно пока особой новизны и на азиатском направлении: Медведев, как и Путин, похоже, предпочитает общаться с Китаем исключительно на языке экономики, обходя острые политические углы. По той же, видимо, причине Москва продолжает ставить на Южную Корею, игнорируя Японию.
Так как же быть с «линией Медведева»? Она определенно есть. Только пока не сплошная, а пунктирная. Если медведевская модернизация — это нечто большее, чем жонглирование словами, то у России нет иного выхода, кроме как сближаться с Западом и держаться подальше от одиозных режимов. Наивно ожидать от Медведева возвращения к безоговорочно прозападному курсу Ельцина—Козырева начала 1990-х. Но и для конфронтационной риторики, наподобие того, что позволил себе Путин в феврале 2007-го в Мюнхене, в российской внешней политике больше не должно быть места.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.