Комиссия правительства по законопроектной деятельности 31 марта рассмотрит проект изменений в КоАП, согласно которому составленные с ошибками протоколы уже не будут считаться основанием для прекращения дел, сообщает «Коммерсант».
Поправки разработал Минюст после постановления Конституционного суда, который в октябре прошлого года признал несколько положений КоАП не соответствующими Конституции. Предметом разбирательства стал протокол, в котором не было подписи должностного лица, в итоге мировой судья признал документ недопустимым доказательством. КС решил, что это позволило нарушителю избежать наказания. В решении КС говорилось, что эти ошибки не всегда можно устранить, поскольку составивший протокол сотрудник не всегда может прийти в суд, например, из-за болезни или увольнения.
В действующем законе говорится, что при выявлении серьезных ошибок при составлении протокола судья обязан прекратить производство по делу. Как отмечает «Коммерсант», зачастую протоколы — единственное доказательство в административных делах, поэтому поправки еще сильнее могут сократить число оправдательных решений судов, которых сейчас лишь 5% в делах о нарушениях физлиц и 9% в административных спорах с бизнесом.
В итоге Минюст предлагает дать должностным лицам три дня на исправление ошибок в протоколах. При этом в пояснительной записке ведомства упоминаются не только подписи должностных лиц, но и ошибки в имени и фамилии человека, на которого составляют протокол, и отсутствие даты и времени, в которые произошло предполагаемое правонарушение.
Кроме того, возвращать материалы дела на доработку предлагается и в случае неправильной квалификации действий привлекаемого к ответственности лица.
При этом еще в 2020 году позиция ВС была диаметрально противоположной: тогда коллегия по административным спорам ВС отменила решения нижестоящих инстанций, признав, что нарушения в оформлении документов (исправление дат и отсутствие подписей) являются основанием для этого. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять либо вносить изменения в протоколы, отмечал тогда ВС.