Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

Путешествия с «Синими носами»

12.08.2010 | Антонова Екатерина | № 24 от 9 августа 2010 года

Скандально известная арт-группа «Синие носы» в сентябре покажет на «Винзаводе» большую ретроспективу видеороликов, сделанных за 10 лет. А работы последнего года уже можно увидеть на только что открывшейся выставке «Политическое и туристическое видео»

51-au.jpg
Коллекционер — тот, кто располагается между дилером и музеем. Скрытый безумец с повадками полудворянина-полуолигарха.



Задача, которую ставят перед собой художники, по их словам, — «архиважная: расширить круг адресатов современного искусства, изобрести искусство, воспринимаемое не только на международных выставках, но и у себя дома. Не только интеллектуалами, но и обывателями». Тема: современное общество.

51-sa.jpg
Любители современного искусства — те, кто что-то вложил в современное искусство и им жалко это потерять.

Собственно, именно этим «Синие носы» и занимались все 11 лет своего существования, с 1999 года, когда образовалась их арт-группа — во время художественной акции Shelter Beyong The Time (Убежище вне времени). Тогда художников из разных стран заперли в бомбоубежище в центре Новосибирска, лишив связи с внешним миром на неделю. В первых своих видеоработах, снятых в бомбоубежище, художники налепляли себе на носы большие синие пробки от бутылок с водой — отсюда и название.
Сегодня в арт-группу, работы которой выставлялись на Венецианской биеннале, Московской биеннале современного искусства, фестивале «АртКлязьма», а самой скандально известной картиной которых стала публично изруганная министром культуры России Александром Соколовым «Эра милосердия» с целующимися милиционерами, входят два художника: Александр Шабуров и Вячеслав Мизин.

51-ma.jpg
Направления совре­менного искусства — то, что легче всего пересказать друзьям: «Малевич нарисовал квадрат, Энди Уорхол — банан, Кулик лаял, менты целовались и т.д.»

Чему будет посвящена выставка «Политическое и туристическое видео», Александр Шабуров рассказал The New Times: «Кураторы все чаще стали просить нас сделать видео для выставок, посвященных политическим проблемам. Война в Ираке. Выборы Медведева. «Лихие 1990-е».
51-ba.jpg
Открытие — регла­ментированная попойка в первый день выставки.

Отношения России и Польши. Или отчего мурманскому флоту выгоднее в Норвегии стоять. Часть этих своих работ мы покажем на этот раз. Это небольшие, длиной 3–5 минут, ролики на тему рекламных и пропагандистских лозунгов, которые пытаются в нас запихнуть.
51-pa.jpg
Уличное искусство — одна из разновидностей мелкого хулиганства. (Кодекс РФ об административных правонарушениях. Статья 20.1) Те, кто не попадает под статью (например, рисующие граффити по заказу властей), исполняют просто рекламу или просто малярные работы, а никакое не УИ.

Мы хотим, чтобы благодаря нашим работам, благодаря тому, что мы как-то иначе смотрим на современное медийное пространство, люди могли бы что-то для себя переосмыслить. Остановиться и заново увидеть то, к чему уже привыкли, заново что-то понять. Кроме того, мы хотим просто поразмышлять на тему, что такое современное искусство».

51-va.jpg
Эпатаж — слово, которое часто используют стареющие искусствоведши из классических музеев для определения действий художников.

Чтобы читателям The New Times было легче ориентироваться в тонкостях современного искусства, Александр Шабуров составил толковый словарик, а Вячеслав Мизин — словарь общей лексики современного искусства, некоторые главы которого проиллюстрировал работами «Синих носов».



ИЗ СЛОВАРЯ АЛЕКСАНДРА ШАБУРОВА


И


Искусство.

Исследовательская практика. Часть познавательной деятельности. Художник окунается с головой в телевизор, коллективное бессознательное, культурные традиции или жизнь социальных низов и пытается хоть что-то понять и метафорически выразить. Или сделать вид.

С


Социально близкое россиянам современное искусство по рецепту «Синих носов».
Популистский, «народнический» вид современного искусства. Низкотехнологичное по форме и остро социальное по содержанию. Демократизм формы: наше ноу-хау — не хай-тек, а тяп-ляп! Социальная актуальность: утром в газете, вечером в видеоарте или лайтбоксе! Популизм содержания: чтобы было интересно и пионерам, и пенсионерам. Главное — ясность и простота изложения смысла. Ибо если твой мессидж не достигает адресата, то это не мессидж, а пшик себе под нос!

Современное искусство.
Ничем от просто «искусства» не отличается. Только тем, что стало использовать виды и технологии, появившиеся за рубежом в XX веке (фото, видео, акции, инсталляции). Стало мультимедийным по форме (то бишь многотехнологичным) и исследовательским по содержанию. Если раньше было важно, кто ты — график, скульптор или живописец, то сейчас ты должен владеть разными технологиями. Или даже использовать наемных рабочих.

Современные российские худож­ники.
В то время как за рубежом художники старались дистанцироваться от «общества потребления», наши всеми фибрами души стремятся туда влиться. Изготовить что-нибудь большое и блестящее, чтоб какой-нибудь житель Рублевки купил и у себя в бассейне повесил. За рубежом весь «контемпораре-арт» — «левый», а у нас прямо наоборот.

Современное российское искусство.
Возникло как элитарный проект, ориентированный на экспорт и никак не связанный с традиционной и массовой культурами. Не понятный никому вне узкого профессионального сообщества. Как сфера развлечения советской «западнической» интеллигенции, а потом — местной «компрадорской буржуазии».

Современное левое российское искусство.
Произведения искусства, левые по содержанию, но не по форме. Никто за пределами собственной тусовки разобраться в них не в силах.

Смысл современного искусства.
Отечественная традиция гласит: поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан. Со времен критического реализма, «передвижников» русское искусство было социально ориентированным и общественно значимым. Общением с обществом. «Проводником актуальных социальных идей» (Л. Толстой). Только «современное искусство» про то позабыло.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.