Бывший командир отделения эвакуации раненых Алексей Жиляев, дезертировавший и уехавший в Европу, передал журналистам «Радио Свобода»* базу данных Главного военно-медицинского управления Минобороны (ГВМУ), в которой содержатся записи о 166 тысячах госпитализированных с января 2022 года по июнь 2024 года.
Во многих случаях база содержит не только личные данные, но и номера войсковых частей и названия подразделений (от ЧВК до ГРУ), звания, тяжесть и даты ранения, поступления в госпиталь и выписки из него, номера личных жетонов.
В базе есть данные о тяжелом ранении у 3205 человек, о легком — у 63821 человека, ранения средней тяжести указаны у 37567 человек.
При этом в полевых госпиталях все фиксируют четко: какие у человека ранения, то и пишут. А вот в стационарных госпиталях действительно иногда занижают степень тяжести. Делают это, во-первых, чтобы быстрее вернуть раненых на фронт, во вторых — из-за о выплатах страховки, которая теперь стала дифференцированной.
Как отмечают журналисты, общее число раненых по этой базе определить нельзя: в нее не попали случаи, когда военных возвращают на фронт после недолгого лечения легких травм.
Если сравнить соотношение раненых офицеров всех званий и рядовых за время, охватываемое базой ГВМУ, становится хорошо видна проблема, с которой российская армия столкнулась в начале войны: офицеры, в первую очередь лейтенанты, были вынуждены находиться на передовой рядом со своими подразделениями, пока не была налажена связь. Только в августе 2022 года цифры раненных офицеров стали снижаться.
В базе можно отследить и периоды резкого роста числа раненых во время российских наступлений: начиная с самого первого, на Киев, продолжая весенним наступлением в Донбассе, когда Россия консолидировала там свои силы, переброшенные с северо-востока Украины, и заканчивая «мясными штурмами» Авдеевки и Бахмута.
Как отмечает издание, обращает на себя внимание стабильное число тяжелораненых. Старший научный сотрудник программы России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир Дара Массикот считает, что это говорит о том, что российская армия за время войны не смогла серьезно улучшить систему эвакуации раненых. «Военные, которые получают тяжелые осколочные ранения или, например, теряют конечности из-за мин, артиллерии или дронов, просто не выживают», — отметила она. «При эвакуации тяжелый 300-й — это почти всегда 200-й», — подтверждает ее выводы Алексей Жиляев.
Он также отмечает связи между поставками вооружений Украине и числом и характером ранений российских военнослужащих. Резкий рост в конце осени 2023 года количества военных, поступивших в госпитали в ранениями средней тяжести на фоне падения числа легкораненых Алексей Жиляев связывает с тем, что в условиях задержек американских поставок вооружений Украина начала еще больше использовать FPV-дроны.
Единственный вид травм, с которым военного точно не вернут на фронт — это ампутация конечностей, отмечает Жиляев. В базе данных ГВМУ более 3200 диагнозов, содержащих в себе слово «ампутация». При этом ампутации — хороший пример искажения тяжести ранений в базе. Многие случаи ампутаций конечностей имеют в графе «тяжесть» отметку «легкая» — вопреки установленному законом перечню легких увечий, травм и контузий.
В период с ноября по март 2022-2023 и 2023-2024 годов в госпиталях министерства обороны росло число психических расстройств и ожогов. 58 человек имеют в графе «диагноз» пометку о попытке самоубийства. В случае с ожогами особо сильный скачок заметен на стыке 2023 и 2024 годов — впрочем, следует учитывать, что к этому времени общая численность российской группировки в зоне боевых действий выросла по сравнению с началом войны.
За время, которое охватывает база ГВМУ, с февраля 2022 по середину июня 2024 года возраст раненых вырос на треть, с 28 до 36 лет. Небольшое снижение среднего возраста наблюдается в начале 2023 года, однако после этого он снова начинает расти и постепенно достигает рекордных значений за весь охватываемый базой данных период. Больше всего увеличение цифр сказалось в самой возрастной категории раненых — 50+. В марте 2022 года эти люди составляли чуть более 1,3% от всех раненых, в апреле 2024-го их число превысило 11%. Резкий скачок здесь произошел на стыке 2023 и 2024 годов: если в декабре 2023-го в госпиталях Минобороны лечились 336 человек в возрасте более 50 лет, то в январе 2024-го их было уже 634, а в марте — 835.
Данные базы ГВМУ также подтверждают значительные потери элитных подразделений российской армии. Лидером по этому показателю среди подразделений воздушно-десантных войск является 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия из Пскова. В базе данных есть сведения о более чем 2400 раненых военных из всех трех входящих в 76-ю дивизию формирований.
* Признано в России «иностранным агентом» и «нежелательной» организацией.
Фото: РИА Новости