#Новости

Politico: Европейские страны обсуждают возможности задержания танкеров российского «теневого флота» в Балтийском море

2025.02.10

В своих предложениях страны Северной Европы и Балтии основываются на экологических нормах и законе о пиратстве

Politico cо ссылкой на двух дипломатов Европейского союза и двух правительственных чиновников пишет, что европейские страны ведут переговоры о масштабных захватах российских танкеров-экспортеров нефти в Балтийском море. В настоящее время они также разрабатывают новое законодательство, чтобы придать этим усилиям юридическую силу.

По словам чиновников и дипломатов, помимо предложений ЕС о внесении 74 танкеров теневого флота в черный список, страны Северной Европы и Балтии отдельно обсуждают, как они могут законно начать конфискацию большего количества связанных с Россией судов.

«Почти 50 процентов санкционной торговли российской нефтью проходит через Финский залив, — сказал министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна. — Есть экологические угрозы, есть атаки на нашу подводную инфраструктуру». Суда обычно загружаются российской нефтью в таких портах, как Усть-Луга под Санкт-Петербургом, а затем следуют через Финский залив и Балтийское море.

Переговоры иллюстрируют растущее недовольство Европы тем, что Россия продолжает транспортировать свою нефть и уклоняться от западных санкций, полагаясь на постоянно растущий «теневой флот» — стареющие суда с неясной формой собственности и неизвестной страховкой. Таким образом Москве удалось сохранить ключевой канал получения финансов для ведения военных действий в Украине — нефть и газ приносят Кремлю доходы.

Предложения основываются на международном праве для ареста судов по экологическим основаниям или тех, кто занимается пиратством. Во-первых, власти могли бы изымать суда, которые рискуют нанести ущерб местной окружающей среде, например, в результате разлива нефти. Во-вторых, по словам чиновников, власти могут использовать законы о пиратстве для захвата судов, угрожающих критически важной подводной инфраструктуре, как они это делают с конца 2023 года, когда многочисленные суда повредили жизненно важные силовые и интернет-кабели.

Наконец, если международное право не поможет, страны также обсуждают возможность совместного введения новых национальных законов, чтобы облегчить арест судов. По словам чиновников, это может включать требование к танкерам в Балтийском море использовать установленный список надежных страховщиков, что позволит таким странам, как Эстония и Финляндия, задерживать суда, полагающиеся на других, менее надежных операторов.

Однако пока, по мнению экспертов, это трудновыполнимая задача из-за юридических ответных мер со стороны России, огромных финансовых затрат и обременительной логистики.

В 2022 году Евросоюз ввел запрет на импорт российской нефти и ограничил цены на международные поставки нефти, надеясь урезать доходы Кремля после его вторжения в Украину. Но Россия вскоре нашла способы уклониться от этих мер. «Теневой флот» Кремля, который часто опирается на сомнительных страховщиков, чтобы обойти ограничение цен на нефть, сегодня составляет 17% всех нефтяных танкеров в мире и перевозит более 80% всей российской нефти.

По словам руководителя направления Россия–Европа аналитического центра Centre for Research on Energy and Clean Air Айзека Леви, в прошлом году 348 судов теневого флота, составляющих 40 процентов от общего объема продаж нефти Россией, вышли из портов Балтийского моря — эта цифра эквивалентна трети годового оборонного бюджета Кремля.

«Не атакуя теневой флот, западные союзники дают возможность России получить основной источник дохода, который генерирует невероятно высокие и растущие военные расходы на войну в Украине», — отметил он.

Фото: Jussi Nukari and Lehtikuva