#Новости

Западные судовладельцы продали как минимум 230 старых танкеров теневому флоту России на 6 млрд долларов

2025.02.05

Это компании из 21 страны, где ввели санкции против российской нефти, больше всего старых танкеров продали греческие бизнесмены

C начала полномасштабного вторжения в Украину европейские и американские судовладельцы продали как минимум 230 старых танкеров в теневой флот, который Россия использует для обхода санкций, говорится в расследовании, проведенном голландским изданием Follow the Money при участии проекта Shadow Fleet Secrets и редакций в девяти странах. При этом танкеры продавали компании 21 страны из тех 35 стран, что ввели санкции против российской нефти, а общая сумма, полученная от продажи — 6 млрд долларов.

Немецкие, бельгийские, норвежские, британские и, прежде всего, греческие компании наживались на исключительно высоких ценах на старые, ржавые и небезопасные танкеры. Греческие судовладельцы продали 127 судов почти на 4 млрд долларов, британские компании продали 22 танкера на общую сумму 590 млн долларов, а немецкие судовладельцы выручили 190 млн долларов.

Расследователи отследили два кейса подобных продаж. Компания Marla Tankers греческого предпринимателя Пэриса Кассидокостас-Латсиса осенью прошлого года продала два нефтяных танкера за 84 млн долларов. Всего шестью годами ранее он купил эти два 250-метровых судна менее чем за 50 млн долларов. Два 15-летних танкера — Fos Picasso и Fos Da Vinci были официально переданы новому владельцу — Phuong Dong Petrol Transportation, компании из вьетнамской столицы Ханоя, которая на тот момент уже владела как минимум одним судном теневого флота. Оба судна были переименованы, а флаг, под которым они работали, был изменен с Мальты на Панаму. Менее чем через месяц оба танкера взяли курс на Россию. Там в Усть-Луге в них было закачано более 120 млн литров российской нефти, что, по данным финансово-аналитического инструмента Bloomberg Terminal, составило около 50 млн долларов.

Бельгийская морская транспортная компания Euronav, которая недавно сменила название на CMB.TECH, получила 135 млн долларов за пять судов, которые оказались в теневом флоте России в 2022 и начале 2023 года, утверждает консорциум расследователей.

По оценкам независимого исследовательского института Киевской школы экономики, в настоящее время теневой флот, состоящий из более чем 600 танкеров, перевозит 70 процентов всего российского экспорта нефти. С начала войны Россия заработала более 800 миллиардов евро на экспорте ископаемого топлива.

ЕС запретил прямую продажу судов российским компаниям в конце 2023 года, но это не нанесло большого удара по теневому флоту, так как почти все суда на бумаге зарегистрированы на компании в Индии, на Сейшелах, в Гонконге или во Вьетнаме. Продажа в эти третьи страны не является незаконной. Follow the Money и его информационные партнеры выявили по меньшей мере 32 танкера европейских владельцев, которые были проданы в теневой флот после вступления в силу этих правил.

На данный момент под санкции западных правительств попали более 300 нефтяных танкеров (68 — в ЕС и 235 — в США), большинство из них — за последние несколько месяцев.

Фото: Follow the Money

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share