За 2024 год в суды поступили рекордные 20 040 исков о признании людей пропавшими или погибшими, это в два с лишним раза превышает показатели 2023 года, когда было подано 8 591 иск, подсчитала «Медиазона»*. Всплеск подачи исков пришелся на вторую половину прошлого года.
В 2022 году число таких заявлений ничем не отличалось от довоенного уровня — около 8 тысяч в год по всей России.
По данным издания, в 2024 году появилось около 12 тысяч «лишних» (по сравнению с мирным временем) исков, однако подсчет затрудняет тот факт, что суды избегают публичности, скрывая заявителей и решения.
Примерно в 5 тыс. исков, поданных в суды в прошлом году, однозначно указано, что заявители по ним связаны с армией: иск подает либо командир воинской части, либо к делу привлекают военных прокуроров, военкоматы или напрямую Минобороны. Большинство исков поданы командирами частей, таким образом они «чистят» списки личного состава от тех, кто погиб в бою, но чья гибель не была подтверждена официально, чтобы набирать новых бойцов.
С начала войны в один лишь Клинцовский городской суд — «домашний» суд для 488-го мотострелкового полка — поступило уже больше двухсот подобных исков. С лета 2024 года заявления поступают десятками в неделю.
Как правило, родственников уведомляют о таких исках по почте, для признания человека пропавшим не нужно согласие родственников. На момент суда они могут не знать, что на самом деле случилось с военнослужащим, кроме того, они не всегда довольны такими исками, так как остаются без денег и без информации о том, что случилось с их близкими.
«Медиазона» поговорила с женой 48-летнего пожарного из Обнинска Александра Язикова, который ушел на войну добровольцем в мае 2023 года. Спустя пять месяцев он перестал звонить домой. Никакой официальной информации о том, что произошло с Александром, нет, при этом в июне прошлого года часть в Клинцах подала иск о признании Язикова «безвестно отсутствующим». «Заявителем» стал неназванный «командир части 12721», а супруга военного обозначена как «заинтересованное лицо». Под таким же статусом в деле проходят военкоматы Калужской и Брянской областей, социальный фонд и отдел ЗАГСа в Обнинске, а также министерство обороны и министерство финансов России.
* Признанаы в России «иностранным агентом».