По версии Генпрокуратуры, Compelson «снабжает спецслужбы и правоохранительные органы различных государств, включая США, программным обеспечением, позволяющим получать доступ к информации на электронных устройствах, в том числе к удаленным данным, исследовать и анализировать ее».
Чешскую компанию также обвинили в передаче армии Украины лицензий на программы и технические средства, которые могут получить «доступ к информации, содержащейся в мобильных телефонах и смарт-часах, аккаунтах в социальных сетях и «облачных» хранилищах данных».
Наиболее известный продукт Compelson — MobilЕdit, используемый для извлечения данных из смартфонов. В 2022 году разработчики программы заявили о технологической помощи украинским военным «для получения жизненно важных разведданных с устройств вражеских комбатантов и проведения эффективных военных операций».
Между тем, как пишет «Агентство»*, MobilЕdit использовали и российские силовики. Еще в 2015 году старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности в ОВД Восточно-Сибирского института МВД России Владимир Батоев в своей статье для «Вестника Академии Следственного комитета» указхывал MobilEdit среди программ, внедрение которых способно привести к «качественному улучшению информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений ОВД».
Реестр «нежелательных» организаций ведется в России с 2015 года. «Нежелательными» могут признать иностранные или международные организации, которые, по мнению властей, представляют «угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства». Таким организациям запрещено вести деятельность на территории страны.
Участие в деятельности «нежелательной организации» карается административной ответственностью в виде штрафа от 5000 до 15000 рублей. В случае повторного нарушения в течение года после первого штрафа за участие в деятельности «нежелательной» организации наступает уголовная ответственность, начиная с штрафов от 300 до 500 тыс. рублей до лишения свободы от одного года до четырех лет. Причем это распространяется и на участие в деятельности за пределами России.
* Признано в России «иностранным агентом».