После начала полномасштабного вторжения в Украину Евросоюз и США ввели санкции на поставку в Россию самолетов иностранного производства и запчастей к ним, а также на ремонт и обслуживание авиационных транспортных средств за рубежом. Десятки самолетов были арестованы в других странах. Оставшиеся самолеты ремонтируют путем «каннибализации» — снятием запчастей с других самолетов — или ввозят необходимые запчасти в обход санкций.
В Россию через третьи страны продолжают активно поставлять самолеты иностранного производства — за 2024 год их было ввезено как минимум 28 штук, выяснила «Верстка»*, изучив закрытые данные таможенной статистики. Среди них как самолеты малой авиации, которые используют для тренировочных полетов, обучения или охраны лесов, так и большие пассажирские лайнеры, которые выполняют регулярные рейсы по стране.
Чаще всего запрещенные к продаже в Россию самолеты в 2024 году ввозили через Турцию (11 раз), трижды через Оман, дважды через Объединенные Арабские Эмираты и Германию, пишет издание. Также среди стран отправления — Сербия, Швеция, Казахстан, Китай, Монголия. В нескольких случаях отправители скрыты в таможенной декларации и указан лишь код торгующей страны, например Ирландия и Кипр. В обход санкций в 2024 году было ввезено 14 американских самолетов, 7 канадских и 6 французских.
Как пишет издание, западным странам пока не удается перекрыть этот поток поставок. Только в начале декабря этого года в США задержали первого россиянина, подозреваемого в ввозе самолетов в обход санкций. Им стал Сергей Нечаев, его обвиняют в попытке незаконного вывоза в Россию через Армению двух самолетов малой авиации Cessna. Согласно обвинительному заключению, Нечаев представил ложные сведения о том, что получатель и конечный пункт назначения находились в Армении.
«Верстка» обнаружила как минимум 18 бортов Cessna, оказавшихся в России с зимы 2022 года. Самолеты ввозили через Турцию (6 раз), Литву (3), Латвию, Эстонию, Германию, Грузию и Оман. Дважды самолеты для России получала компания «Бонд Аэро», зарегистрированная в Казахстане.
Чаще всего самолеты Cessna в России получала компания «Современные технологии». Ее учредитель — 52-летний бизнесмен Евгений Кабанов — является также основателем турецкой компании Edermont LTD и кыргызстанской «Эдермонт Памир» (открыта в декабре 2022 года). Через нее самолеты попадают в Россию.
В 2024 году пассажирские самолеты Bombardier купили авиакомпании «Меридиан» и Skylight, пассажирский Airbus A319-111 приобрела авиакомпания «Аврора», самолет ATR 42-500 — «Красавиа», которая на 100% принадлежит Красноярскому краю. Boeing 737-800 приобрела якутская авиакомпания «Алроса» — судя по данным Flight Radar, он выполняет регулярные рейсы между Якутией, Москвой, Петербургом, Благовещенском, Новосибирском.
* Признана в России «иностранным агентом».