«Команда против пыток» выпустила исследование, в котором собрала первые итоги изменения статьи о превышении должностных полномочий на статью о «принуждении к даче показаний», как завуалированно в УК определили пытки.
Чаще всего фигурантами «пыточных» дел становятся военные — 55%, на втором месте идут сотрудники МВД — 39%, на долю ФСИН приходится лишь 2,6% обвиняемых, однако правозащитники считают, что это не отражает действительность, а скорее показывает закрытость учреждений системы ФСИН.
Военные склонны применять насилие для наведения порядка, организации дисциплины и в качестве наказания: нередко рядовым достается от начальства за плохо вымытую посуду, оставление места службы, распитие спиртных напитков, потребление наркотиков и прочие «провинности». Солдат наказывают за нарушение распорядка дня, некачественное, по мнению командования, выполнение заданий и даже за обсуждение хода «специальной военной операции». В Курской области правозащитники нашли приговор, вынесенный летом 2023 года. Нетрезвый командир, выпивший около двух бутылок водки, остался недоволен отказом солдат идти на «СВО» и начал хаотично стрелять по шеренге и убегающим военнослужащим. В результате один из юношей погиб, еще одному был причинен средней тяжести вред здоровью в виде огнестрельного ранения бедра.
Почти в 65% случаев пытка совершается в одиночку. Три четверти осужденных за пытки на момент совершения преступления не преодолевают отметку в 35 лет.
В 72% случаев фигуранты признают свою вину полностью или частично — в последнем случае подсудимые склонны соглашаться с фактом применением насилия, но оспаривают квалификацию в пользу менее тяжкого состава (например с пыток на простое применение насилия). При этом каждый пятый пытается оправдать пытки действиями самого потерпевшего.
Только 20% пытателей отправляются в колонии, а цена одной пытки — всего 61 000 рублей, причем осужденный должен перевести эту сумму не пострадавшему, а в федеральную казну. Средний срок реальных наказаний — 3,5 года колонии.
Официальная судебная статистика за время существования новых статей гласит, что за обновленные в 2022 году «пыточные» преступления были осуждены всего восемь человек. Причина в том, что представители государства продолжают применять насилие, но правоприменители и суды не считают его пыткой.
Число осужденных по «пыточной» статье за последние 15 лет сократилось на 72%. При этом скорость сокращения общего числа осужденных по России меньше почти в два раза — 38%.
На «пыточные» статьи приходится самая высокая доля оправдательных приговоров среди чиновников и силовиков — почти в 25 раз выше, чем по другим статьям.
* Признана в России «иностранным агентом».