В День памяти жертв политических репрессий глава Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев заявил, что в России сегодня нет политических репрессий. «То, что мы видим сейчас — да, у нас непростая, жесткая ситуация, мы войну с Западом ведем. И какие-то минимальные ограничения к тем, кто фактически выступает на стороне врага, это не репрессии, это минимальные санитарные меры», — цитирует его «Интерфакс».
Между тем, несмотря на давление силовиков и отказы властей согласовать мероприятия, в России проходят акции памяти жертв политических репрессий, обозначая параллели с сегодняшним днем.
Участники митинга в Кирове возложили цветы к памятнику жертвам репрессий. На согласованный митинг также вышли жители Новосибирска. Как пишет «7×7»*, полицейские запретили людям разворачивать плакаты, однако местный активист вышел в одиночный пикет с плакатом «Невинному свободомыслию не место в тюрьме и могиле».
Члены и сторонники «Яблока» прочли имена убитых у памятника жертвам сталинских репрессий на Архангельском кладбище в Казани. В Магадане официальная акция памяти репрессированных с чтением имен и возложением цветов прошла у мемориала «Маски Скорби». Цветы также возложили к мемориалу репрессированных в Ухте, акция прошла и в Сыктывкаре.
В этом году публичные мероприятия не согласовали власти Москвы, Вологды, Ульяновска и Томска. А сайт акции «Возвращение имен» в России заблокировали.
Сделать 30 октября днем политзаключенного предложили диссиденты Кронид Любарский и Алексей Мурженко в 1974 году, отбывая срок в Дубравлаге. В этот день вместе с другими узниками мордовских и пермских политических лагерей, а также Владимирской тюрьмы они договорились провести голодовки солидарности со всеми политзаключенными в СССР.
С 1974 года и до конца 1980-х 30 октября ежегодно проходили голодовки политзаключенных. 30 октября 1989 года активисты «Мемориала»* в Москве провели одну из первых уличных акций памяти жертв государственного террора — окружив живой цепью здание КГБ на Лубянке. А еще через год в этот день на Лубянской площади открыли Соловецкий камень. Однако совсем скоро этот день вновь стал не днем памяти жертв политических репрессий, а днем борьбы с нынешними политическими преследованиями, отмечает «Мемориал».
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключенных. Мемориал» признал жертвами российской власти 1697 человек (с 2009 года), из них 777 находятся под преследованием. Реальные цифры могут быть значительно больше, поскольку не все истории людей становятся публичными.
*Признаны в России «иностранными агентами».
Фото: 7х7