Нагатинский районный суд Москвы начал рассматривать по существу дело против журналистов Антонины Фаворской, Сергея Карелина, Константина Габова и Артема Кригера. Всех четверых обвиняют в сотрудничестве с ФБК, который российские власти признали «экстремистской» организацией, следствие утверждает, что журналисты участвовали в создании материалов для ютуб-каналов команды Алексея Навального*.
Перед началом заседания у журналистов была возможность обратиться к прессе. «На вашем месте я бы не играл с судьбой и все-таки покинул пределы Российской Федерации», — цитирует Артема Кригера корреспондент «Медиазоны»**. Антонина Фаворская призвала всех писать письма Марии Пономаренко, осужденной по статье о военных «фейках», которая сейчас держит голодовку. «Мы обязательно будем жить в той стране, которую обещал Алексей Навальный. Я на это надеюсь», — добавила Фаворская.
Гособвинитель Надежда Тихонова из Генпрокуратуры зашла в зал в сопровождении двух бойцов государственной охраны. Как отмечает «Медиазона», она же вела последний процесс над Алексеем Навальным в ковровской колонии.
Судья Борисенкова, как и на всех других делах о сотрудничестве с ФБК, объявила, что из центра «Э» пришло письмо о готовящихся провокациях со стороны команды Навального, которая по большей части находится не в России. «Планируется размещение публичных призывов к несогласованным акциям протеста, в том числе в здании суда и на прилегающих территориях», — зачитала судья текст, который дословно повторяет то, что две недели назад было зачитано в суде в Петушках по делу адвокатов Навального.
Прокурор Надежда Тихонова, ссылаясь на это письмо, попросила вывести всех родственников и журналистов из зала суда. Адвокат Ирина Бирюкова отметила, что кроме прокурора, никто не обращался за госзащитой, а Тихоновой ее предоставили. Более того, в письме из ЦПЭ утверждается, что подсудимые еще до начала суда совершали какие-то провокации, о чем не было никаких официальных сообщений.
Артем Кригер напомнил, что задача прокуратуры — соблюдать законность. Подсудимых не обвиняют ни в терроризме, ни в госизмене, но при этом предполагают, что они несут опасность для участников процесса.«Если ты уверен в своей правоте на 100%, зачем ты закрываешь заседание? Я отвечаю за прокурора на этот вопрос: потому что они не уверены в чем-то», — отметил Кригер.
«Ваша честь! Мир стремительно меняется, и вот эти вот закрытые процессы — это не часть цивилизации. Это просто какая-то архаика. Так делают в каких-то тоталитарных режимах. Мне кажется, круто быть частью европейской цивилизации. Почему мы должны идти в архаику и в прошлое? Нужно идти в будущее!» — обратился он уже к судье.
Несмотря на протесты обвиняемых и их защиты, судья удовлетворила ходатайство о закрытом процессе.
Аресты журналистов начались в конце марта. Первой задержали корреспондентку SotaVision*** Антонину Фаворскую. Она активно освещала дело Алексея Навального, ходила почти на все судебные заседания и написала репортаж из Харпа, куда политика этапировали незадолго до убийства. Габова и Карелина арестовали 27 апреля. Габова, фрилансера Reuters, задержали в Москве, Карелина, сотрудничавшего с Associated Press, поместили в СИЗО в Мурманской области, а затем этапировали в Москву. Как и Фаворскую, их обвиняют в сотрудничестве с ФБК. 18 июня в Москве был арестован еще один корреспондент SotaVision — Артем Кригер. Силовики утверждают, что Кригер тоже был связан с ФБК.
*Признан в России «экстремистской» организацией.
**Внесены в список «экстремистов и террористов».
**Признана в России «иностранным агентом».
***Признаны в России «иностранным агентом» и «нежелательной» организацией.
Фото: Медиазона