#США

Антисемитизм в американских университетах

19.03.2024 | Маша Слоним

Американский журнал The Atlantic посвятил свой апрельский выпуск проблеме антисемитизма в США после кровавого погрома ХАМАСа 7 октября и последовавшей за ним войны в Газе. Главная статья называется  «Золотой век американских евреев подходит к концу». Маша Слоним проанализировала статью писателя и эссеиста Дары Хорн, которая изучала истоки антисемитизма в университетских кампусах и ищет ответ на вопрос: «Почему некоторые хорошо образованные американцы поддаются на антисемитскую ложь?»  


Иллюстрация: The Atlantic


Статья американской писательницы Дары Хорн (Dara Horn) имеет говорящий заголовок «Возвращение большой лжи. Антисемитизм в американских кампусах».


СПРАВКА: Дара Хорн (Dara Horn) — писатель, эссеист и профессор литературы, автор пяти романов и сборника эссе под названием «Люди любят мертвых евреев», который вышел в 2021 году. Лауреат множества литературных премий. — NT.


Автор эссе — не только свидетель событий, которые привели к отставке президентов двух крупнейших американских университетов — Гарварда и Пенсильвании после того, как на декабрьских слушаниях в Конгрессе президенты этих университетов, а также Массачусетского технологического института (MIT) говорили, что с точки зрения нарушения политики их университетов призывы к геноциду евреев следует рассматривать «в зависимости от контекста». Она участвовала в работе консультативного комитета по проблемам антисемитизма при тогдашнем президенте Гарварда Клодин Гэй (Claudine Gay) (которая и подала впоследствии в отставку), созданном после резни 7 октября, устроенной ХАМАСом, и реакции студентов на эти зверства.

Благодаря работе в комитете Даре Хорн удалось собрать большой объем свидетельств проявления антисемитизма в Гарвардском университете, в том числе и от студентов евреев, которые обратились к ней за помощью.

Дара Хорн считает, что авторы статей, которые появились после 7 октября, в своих рассуждениях о разнообразии и свободе слова, заменяя понятие «антисемитизм» на «критику Израиля», упускают суть проблемы.


«Проблема не в том, что еврейские студенты в университетских кампусах Америки не хотят свободы слова или не хотят слышать критику в адрес Израиля. Нет, они хотят, чтобы здания еврейских студенческих организаций не подвергались вандализму, чтобы в них не били окна и не мочились на эти здания. Они не хотели, чтобы с дверей их комнат в общежитиях срывали мезузы. Они не хотели, чтобы их преподаватели в колледже повторяли антисемитскую ложь и унижали их на занятиях. Они не хотели, чтобы их плакаты были испорчены карикатурами на Гитлера, а окна их общежитий были заклеены надписью FUCK JEWS. Они не хотели, чтобы люди били их по лицу, били палкой или грозили их убить лишь потому, что они евреи. Все это и даже более того происходило в самых престижных американских колледжах и университетах...»


По мнению Дары Хорн, объяснения всех трех университетских президентов, выступивших в Конгрессе, будто дело в плохом образовании, что невежество порождает ненависть, не работают.

Почему, в таком случает, спрашивает она, в трех лучших университетах Америки процветает это специфическое «невежество» и почему столько людей пытаются оправдать, объяснить или даже отрицать эту «ненависть»? Причины, по ее мнению, кроются в древнейших предрассудках.


«На протяжении тысячелетий сквозной темой антисемитизма было отрицание правды и продвижение лжи. Эта ложь варьируется от теорий заговора до отрицания Холокоста, от обвинений в ритуальных убийствах христианских младенцев до популярных ныне утверждений, будто сионизм — это тот же расизм, что евреи — колонизаторы-поселенцы и что еврейская цивилизация не является коренной на земле Израиля. Все эти ложные утверждения легли в фундамент большой лжи: что антисемитизм — это лишь оправданное сопротивление злу, ибо евреи — коллективное зло и не имеют права на существование. Сегодня большая ложь побеждает...»



История вопроса


СПРАВКА: Дэвид Ниренберг — американский историк, декан Школы богословия, заслуженный профессор истории средневековья и Комитета социальной мысли Чикагского университета. Область его интересов — христианская, еврейская и мусульманская мысли в средневековой Европе. — NT.


Хорн ссылается на книгу медиевиста и историка Дэвида Ниренберга.


«Ниренберг — честный историк, он старается избегать обобщений и не ищет параллелей между событиями из прошлого с сегодняшним днем. Но, читая тщательно собранные им истории, повествующие о том, как в течение двадцати трех веков интеллектуальные лидеры выражали идеалы своих обществ, отвергая всё, что им представлялось «еврейским». 

Эту глубоко устоявшуюся тенденцию западной мысли невозможно игнорировать, ее направление можно всегда безошибочно определить. Когда идеалом общества было благочестие, евреи оказывались нечестивыми богохульниками; если идеалом становился секуляризм, евреи были отсталыми пиетистами (ханжами). Если капитализм объявлялся злом, евреи оказывались капиталистами; если коммунизм признавался злом, евреи были коммунистами. Если в чести был национализм, евреи оказывались безродными космополитами; если национализм выходил из моды, евреи становились националистами и шовинистами. Таким образом, «антииудаизм» превращался в праведную борьбу за справедливость...»


Всё это заставляло евреев оправдываться и доказывать, что они — не зло, что они имеют право на существование. Ниренберг, пишет Дара Хорн, приводит примеры из разных исторических периодов.

Например, он рассказывает о «дебатах» между еврейским александрийским философом Филоном и лидером юдофобов Апионом, которые состоялись в Риме перед императором Калигулой около 38 года н. э. Тема дебатов — заслуживают ли евреи получение гражданства. Дебаты произошли после того, как бунтовщики в Александрии разрушили сотни еврейских домов и заживо сожгли много евреев.

Апион утверждал, что евреи ежегодно проводили ритуал, похищая не-еврея, откармливали его и съедали. Филон, естественно, намеревался это опровергнуть, но Калигула отложил опровержение Филона на пять месяцев, в результате чего александрийские евреи потеряли право на гражданство. К 66 году н. э. еще 50 000 евреев были убиты.

В средневековой Европе евреев заставляли вступать в диспуты с христианскими священниками, а позднее — защищаться от абсурдных обвинений в том, что евреи пьют кровь христианских младенцев.


«Самое удивительное, что подобные утверждения делали такие интеллектуалы своего времени, как александрийский ученый Апион, изучавший Гомера и египетскую историю, христианские и мусульманские ученые, представители самых начитанных людей того времени...»


Позднее абсурдные утверждения о «коварстве евреев» одобряли такие светила цивилизации, как Мартин Лютер и Вольтер. Антииудаизм, — утверждает Ниренберг, — не следует понимать как некий архаичный или иррациональный закуток в обширной западной мысли. Скорее, он был одним из основных инструментов, с помощью которых возводилось это здание».

Дара Хорн признается, что была поражена реакцией со стороны высокообразованных людей на события 7 октября, когда, как она пишет, «откровенно людоедская организация» ХАМАС, чьей целью является убийство евреев, выполнила свою миссию, замучив, изнасиловав и убив более 1200 человек на юге Израиля и захватив более 200, включая младенцев, детей и пожилых людей в плен.


«Вскоре после этого нападения профессор Корнельского университета публично объявил это варварство «освежающим» и «бодрящим», а профессор Колумбийского университета назвал его «потрясающим достижением». Подобные восхищенные отзывы звучали в лучших университетах Америки, они исходили как от студентов, так и от преподавателей. На университетских кампусах по всей стране студенты стали регулярно собираться и скандировать: «Единственное решение — революция интифады!» (отсылка к кампании нападения на Израиль террористов‑самоубийц поколение назад (2000 год), в результате которой было искалечено и убито более 1000 евреев. (Если есть только одно решение, возможно, его можно назвать «Окончательным решением»)...»



Обложка The Atlantic


Вакханалия в кампусах

Дара Хорн перечисляет множество случаев, где студенты проводили митинги прямо в библиотеках, разрисовывали стены университетов лозунгами «Сионизм = геноцид», «Новая интифада» и «От реки до моря Палестина будет свободной». В некоторых студенческих городках это, как она пишет, переросло в угрозы убийством и в реальные нападения на еврейских студентов. И это происходило не только в университетах, но и на улицах, где толпы людей призывали к интифаде, нарушали работу вокзалов и перекрывали дороги к аэропортам, срывали плакаты с изображением израильских заложников или совершали акты вандализма.


«Критика Израиля не является антисемитизмом». Эту унизительною фразу евреи вынуждены повторять снова и снова, чтобы получить пропуск к дискуссиям о собственной демонизации, дискуссиям с людьми, которые не имеют понятия, о какой реке и каком море идет речь (в лозунге «Палестина будет свободной от реки и до моря» имеется в виду вся территория от реки Иордан до Средиземного моря, на которой сейчас расположен Израиль, сектор Газа и Западный Берег). 

Множество законных опасений по поводу политики Израиля в отношении палестинцев и законных опасений в связи с нынешней войной Израиля в Газе не могут объяснить эти кричалки и лозунги, призывающие к уничтожению евреев, ликование, с которым они звучат, акты беззакония, которыми они сопровождаются, или открытые нападения на евреев. Если посмотреть на последовательность событий, это массовое ликование впервые возникло не в ответ на войну Израиля с ХАМАСом и спасение похищенных граждан Израиля, а как ответ и как явная поддержка самого убийственного и садистского акта варварства против евреев со времен Холокоста. Изнасилования, обезглавливание и похищение младенцев, совершенные режимом, который стремится уничтожить не только евреев, но и все надежды на процветание, сосуществование или мир палестинцев...»



Причины ненависти

Дара Хорн считает, что одна из причин этой новой вспышки вековой ненависти — неготовность американского общества, несмотря на огромные средства, вложенные в обеспечение многообразия, равенства и инклюзивности, применить те же принципы в борьбе с антисемитизмом, что и с другими предрассудками, по понятной, как считает автор, причине: из-за устойчивого представления о том, что антисемитизм — это справедливость.


«Антисемитизм — это, прежде всего, не социальный предрассудок. Это теория заговора — большая ложь о том, что евреи — сверхзлодеи, манипулирующие другими. Поэтому праведная борьба за справедливость не требует защиты евреев как уязвимого меньшинства. Считается, что вместо этого евреев следует не защищать, а принижать...»


Хорн цитирует историка Дэвида Ниренберга, рассказавшего в одной из своих лекций, как когда-то очень популярного активиста, использовавшего риторику на грани фола, обвинили в антисемитизме. Но активист парировал:


«Евреи использовали антисемитизм в качестве обвинения, чтобы заглушить критику и подавить свободу слова. Он подавал иски о клевете против газет, обвинявших его в антисемитизме, и выигрывал. Этого активиста звали Адольф Гитлер...»



Унижение как норма

Хорн рассказывает, что в ходе своих поездок по Америке она заметила, что очень часто ученики и студенты еврейских колледжей и университетов воспринимают унижения почти как норму. Они с этим растут, пишет Дара Хорн. В пригороде Далласа подростки, пожимая плечами, рассказывали ей о том, что в техасских колледжах, где учатся евреи, можно увидеть расписанные мелом антисемитские граффити, подобные граффити встречаются и на синагогах. Стали учащаться фейковые угрозы взрывов, вынуждающие срочно эвакуироваться из помещений. Только за один декабрь 2023 таких ложных тревог было 200!

В ходе работы в комиссии по проблемам антисемитизма Дара Хорн имела доступ к документам, из которых стало понятно, что творилось в Гарварде после 7 октября.


«В ночь, когда произошла бойня, еще не успела просохнуть кровь, как уже более 30 гарвардских студенческих групп с гордостью заявили, что «возлагают полную ответственность за все происходящее насилие на израильский режим». Кампус почти мгновенно наполнился энтузиазмом антиизраильских митингов, которые многие СМИ преподносили как основополагающую часть дебатов о свободе слова...»


Эти протесты были не просто публичными мероприятиями на открытом воздухе, они проходили и в аудиториях во время лекций, в столовой для первокурсников, в крупнейшей библиотеке кампуса и других учебных помещениях. Еврейские студенты не могли заниматься в библиотеке, обедать в столовой или посещать занятия — повсюду звучали слова, что «евреи устроили геноцид и заслужили вечную интифаду». Еврейские студенты рассказывали, что их однокурсники с криками преследовали их по коридорам. На одном из видео группа протестующих в «арафатках» задирает еврейского студента бизнес-школы, окружив его в кольцо».

Антисемитские выходки

Не остались в стороне и соцсети. Как пишет Дара Хорн, после 7 октября медиа-платформы взорвались неприкрытой ненавистью к евреям, в соцсетях появились агрессивные комментарии. Многие религиозные студенты из-за враждебной обстановки отказались от ношения кипы и заменили их бейсболками. Одному студенту в кипе кто-то на улице плюнул в лицо.

Другой еврейский студент был приглашен сотрудником Гарвардского университета на «диспут» на тему: не стоит ли Израиль за террористическими атаками 11 сентября? Вполне в духе средневековых словесных ристалищ. Это, а также множество других свидетельств из Гарварда, с которыми удалось ознакомиться Даре Хорн, свидетельствует о том, что само существование, обучение и студенческий опыт оказались для еврейских студентов под угрозой.


«Под угрозой, если только они не согласятся — или хотя бы не притворятся, что согласились — с тем, что ничего страшного в оклеивании стен главного американского университета лозунгами, демонизирующими евреев, нет. Принуждение к молчаливому согласию и было целью... Великие умы Гарварда стали обсуждать тонкости свободы слова для тех, кто выкрикивает агрессивные «кричалки» и лозунги, вместо того чтобы задаться вопросом, почему их кампус наводнен такими людьми. Вопрос, почему эти люди выкрикивают свою лозунги в поддержку варварства, учиненного ХАМАСом, был слишком неприятным, поэтому в публичных дискуссиях его полностью игнорировали...»


Антисемитизм в университетской среде затронул и личные отношения. В последние месяцы, пишет Хорн, многие американские евреи тихо расстались с друзьями, заметив в соцсетях их посты, в которых они вскользь одобряют убийства евреев. Но еще более поразительным является низкая планка для тех друзей, которые остались. Наиболее ярко это проявляется среди молодежи.

Новые тенденции отразились и на академической жизни университетов, на курсах, которые предлагает университет.


«В Гарварде существовали курсы, основанные на антисемитской лжи. Курс в школе общественного здравоохранения под названием «Колониальные детерминанты здоровья поселенцев» рассматривал примеры из Южной Африки, США и Израиля; его предпосылкой — не темой обсуждения, а предпосылкой, на которой строился курс, — было то, что Израиль является колониально-поселенческим государством. (Студенту-еврею, написавшему профессору письмо с вопросом об идеологическом уклоне курса, было сказано, что предполагать, будто курс имеет какую-то идеологическую направленность, «оскорбительно». 

Палестинская программа по здравоохранению и правам человека» с гордостью объявила, что она «использует доколониальную структуру при разработке программ... — имелось в виду, как можно предположить, «деколонизацию» Израиля путем уничтожения 7 миллионов евреев. (Программа представляет собой партнерство между Гарвардом и палестинским Бирзейтским университетом, откуда в 2014 году израильскую журналистку выгнали с мероприятия только потому, что она была израильтянкой и еврейкой)...»


Автор пишет и о том, что в университетских лекциях был явный перекос в пользу страданий палестинского народа и жителей сектора Газа, без упоминаний о роли ХАМАС и методах правления этой террористической организации.


«Студенты могли узнать о страданиях палестинцев, угнетаемых злыми евреями, но у них было гораздо меньше возможностей узнать, например, об успехах ХАМАСа в освоении иностранной помощи и подавлении инакомыслия, или об интифаде, которую студенты надеялись глобализировать. Некоторые приглашенные выступить в университете публично поддерживали антисемитские мифы, включая откровенную клевету, что израильтяне собирают органы палестинцев или что израильские военные используют палестинских детей для испытания оружия. Говорили они это за пределами Гарварда, но вряд ли можно винить студентов за то, что они повторяют утверждения своих преподавателей...»




Что делать?

Дара Хорн предлагает меры, которые американские университеты должны предпринять, чтобы переломить ситуацию.


«Не надо запрещать лозунги или ограничивать свободу слова. Вместо этого необходимо обеспечить соблюдение существующих кодексов и правил поведения в отношении харрасмента; обеспечить защиту учебных корпусов, библиотек и столовых и превратить их в зоны, свободные от пропагандистских кампаний (аналогично правилам для избирательных участков); отслеживать и отклонять финансирование организаций, поддерживающих террористические группы, включенные в федеральный список (эта тема поднималась в недавних слушаниях в Конгрессе в отношении многих американских университетов); перестроить бюрократические структуры, занимающиеся вопросами разнообразия, ввиду их очевидной неспособности бороться с антисемитизмом; заняться расследованием и разоблачением академических курсов и программ, основанных на антисемитской лжи; расширить возможности для понимания студентами израильской и еврейской истории, а также — для взаимодействия с идеями и друг с другом. 

Существует множество способов выступать за сосуществование Израиля и Палестины, которые учитывают достоинство и легитимность обоих коренных народов и необходимость строить общее будущее. Восстановление подобной модели гражданского дискурса, которая была разрушена разгулом агрессии и митингов, стало бы благом для высшего образования в стране...»



Оригинал статьи



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.