С момента введения в административный кодекс статьи о «дискредитации вооруженных сил РФ» в Иркутской области и Бурятии, как подсчитали «Люди Байкала», рассмотрели 115 дел. При штрафе до 100 тысяч рублей чаще всего назначали от 30 до 40 тысяч. Никакой разницы в размере штрафа по гендерному признаку нет, но дела на мужчин заводили чаще — 74 против 41 дела на женщин.
Как пишет издание, традиционный способ выразить антивоенную позицию — выйти в одиночный пикет. Самый популярный плакат «Нет войне» — за него в Иркутской области и Бурятии оштрафовали минимум 10 человек, причем в Иркутской области за это обычно штрафуют на 30 тысяч рублей, а в Бурятии штрафы составляют до 40 тысяч. Другие популярные лозунги для плакатов — «Нет мобилизации», «Мы за мир» и просто «Мир». Все они подпали под статью о «дискредитации» с разбросом штрафов от 30 до 40 тысяч.
Иркутянин Александр вышел в одиночный пикет с плакатом STOP PUTIN. STOP WAR. STOP KILL. Суду пришлось привлечь помощь специалиста-переводчика. Тот установил, что фраза написана на английском языке и в переводе на русский означает: «Остановите Путина, остановите войну, остановите убийства». Судья спросил у Александра, понимал ли он смысл слов на своем плакате. Тот объяснил, что понимал, и что текст написал сам, используя навыки, полученные на уроках английского в школе. Вину при этом не признал и получил штраф.
С перестановкой букв экспериментировала Дарима из Улан-Удэ. Она вышла с плакатом «Я против ВСО». Суд расшифровал это как «Я против военной специальной операции» и выписал ей штраф в 30 тысяч.
Молодой человек из Улан-Удэ распространял листовки, на которых было написано, что «питерский вор разыграл трагедию в Украине» — судья оценил такой поступок в рекордно низкие 15 тысяч рублей, притом что штрафы по данной статье начинаются от 30 тысяч рублей.
Другой мужчина кинул антивоенную листовку в ящик для сбора пожертвований российским солдатам, и суд просто закрыл дело за истечением срока давности. Что именно так долго не могли сделать правоохранители — извлечь листовку или найти нарушителя, из постановления не понятно.
Как пишут «Люди Байкала», изучившие постановления по данной статье на сайтах судов, комментарии в соцсетях вовсе не обязательно должны призывать к миру, чтобы попасть под статью о дискредитации. Например, Ольга из Улан-Удэ написала в Viber-чате весной 2022 года, что России скоро придется доставать со складов военную технику времен Хрущева. Суд оценил такое «предсказание» в 35 тысяч рублей.
В целом по стране в суды по административной статье о «дискредитации» вооруженных сил поступило около 8,5 тысяч дел.