«Между польскими ультраправыми и российскими путинистами есть много общего»
Образец и эталон
Уже спустя несколько лет, в обстоятельствах начавшегося «конца истории», Польша показала другой «бенчмарк» — либеральные экономические реформы. Как и любой настоящий реформатор, Лешек Бальцерович был проклят своими соотечественниками за то, что получило название terapia szokowa, но благодаря решительности либерального правительства из-под советских глыб Польша стала выбираться едва ли не раньше других восточноевропейских стран. Уже к 1996 году польский орел в экономическом смысле начал уверенно взлетать, а маятник смен правительств разной ориентации не слишком сильно менял траекторию реформ.
Польская трансформация стала образцом для российских реформаторов, хотя, понятно, что отнюдь не во всех своих проявлениях: забронзовевшая за десятилетия советская империя была в несколько ином положении, чем страна, имевшая в своем историческом анамнезе традиции частной собственности и сопротивления этой самой империи. Егор Гайдар как‑то заметил, что Россия идет по траектории Польши, на несколько лет отставая от нее. Возможно, так было в ходе формулирования и проведения экономических реформ начала 1990‑х, но Россия уже очень давно сошла с польской траектории. Хотя между польскими ультраправыми и российскими путинистами есть много общего.
Не фоне экономических изменений незамеченными оказались политические перемены и постепенное укрепление и укоренение демократических институтов. А главное, привычной стала сама возможность ротации власти. Именно это политическое свойство, наряду с ориентацией Польши на евроатлантические организационные якоря от НАТО до ЕС, во многом предопределили отказ многих избирателей от инерционного крена страны в сторону ультраконсервативных ценностей, казалось бы, закрепившегося ходе восьмилетнего периода правления партии «Право и справедливость» (ПиС).
«До конца 2023 года правительство Туска получит 5 миллиардов евро от Евросоюза на поддержку реализации самых различных планов — от возвращения независимости судебной системе (тяжелое наследие „ПиС“) до решения вопросов энергетической безопасности»
Институты и культура
Ротация власти была возможна — она существовала в качестве института и присутствовала как ценность в политической культуре. И в результате институт и культура сработали — в правительстве Польши снова оказались политики, которых принято называть либералами.
Главой кабинета министров стал 66‑летний Дональд Туск. «Не знаю, кто были ваши дедушки, но точно знаю одно: вы немецкий агент, всего лишь немецкий агент», — с таким заявлением выступил в парламенте при вступлении Туска в должность его главный политический оппонент, глава «ПиС» Ярослав Качиньский.
Здесь смешались мифология, касающаяся кашубского происхождения Туска (притом, что кашубы — славяне), и традиционная подозрительность польских ультраправых по отношению к Германии. Эта вспышка конспирологического гнева едва ли как‑то повлияет на репутацию Туска — поляки его прекрасно знают. И как политика, перезапустившего в Польше правоцентристскую либеральную партию — «Гражданскую платформу», пришедшую на смену растратившей свой электоральный потенциал на реформы партии «Союз свободы» (это именно то, в чем потерпели неудачу российские либералы). Туск семь лет возглавлял правительство, а затем пять лет — Европейский совет, для чего специально выучил английский язык. В 2021 году он стал главой «Гражданской платформы», и вот теперь Туск — снова премьер, ставший компромиссной фигурой для непростой коалиции, которая получила возможность сформировать правительство. Коалиция разношерстная, но это даже неплохо, потому что такое ее свойство едва ли позволит либералам расслабиться, что с ними и произошло, когда они в 2015 году проиграли триумфально ворвавшимся во власть ультраправым традиционалистам.
В новом правительстве немало интересных персонажей, но, пожалуй, его либеральный характер отражают как минимум два политика. Радослав Сикорский, который в лучшие времена уже побывал главой министерства иностранных дел и министерства обороны — снова министр иностранных дел. А это — очевидный проевропейский курс и бескомпромиссное отношение к путинской «спецоперации». Министром фондов и региональной политики стала Катажина Пелчиньска-Наленч (на фото ниже), профессиональный социолог либеральных взглядов, некоторое время работавшая послом Польши в России. Ее вступление в должность ознаменовалось выделением правительству Туска значительных средств от Евросоюза на поддержку реализации самых различных планов — от возвращения независимости судебной системе (тяжелое наследие «ПиС») до решения вопросов энергетической безопасности; уже до конца 2023 года Польша получит 5 миллиардов евро.
Не закат Европы
Польский либеральный ренессанс несколько взбодрил Европу и западный мир: оказывается, возможно движение не только от либерального порядка к националистическому и ультраправому, к нелиберальным демократиям, но и наоборот. Опять‑таки благодаря той же самой демократии: если сохранять ее в рабочем состоянии, она оказывается не декорацией, а инструментом смены власти. При том же самом электорате, с которым, оказывается, надо, не расслабляясь, работать.
Пример Польши показал, что это позитивное движение происходит на фоне ставшего уже привычным во многих странах, прежде всего в западных демократиях, раскола в обществе. Часть избирателей настроена националистически и ксенофобски, недовольна глобализацией, миграцией, потерей рабочих мест, часть, напротив, выступает за сохранение универсальных ценностей и прав человека. Общества часто раскалываются и по идейному, и по региональному принципам; существенной бывает разница во взглядах между жителями больших и малых городов, урбанизированного и сельского населения. В той же Польше, где сильны и националистические, и традиционалистские сообщества, даже во времена торжества «ПиС» Варшава и провинции голосовали очень по-разному, а в орбановской Венгрии население Будапешта, как показывают исследования, является самым проевропейски ориентированным из всех европейских столиц. Не говоря уже о том, что польское гражданское общество осознавало и осознает свою силу: все эти годы люди в разных городах, не только в Варшаве, выходили на улицы, чтобы защитить основы демократического строя. И эти демонстрации были весьма впечатляющими, позволявшими самим сторонникам универсальных ценностей осознавать свои силу и влияние, и не опускать руки в тех ситуациях, когда консервативная власть, например, запрещала аборты или лишала самостоятельности судебную систему.
Страховочная сетка демократии, считавшаяся в России не нужной и в результате утраченная, оказывается, является работающим инструментом. Это не означает, что польский маятник в следующей каденции не качнется в другую сторону. Но главное, что показывает польский урок: важно сохранять уже построенные институты. И так появляется шанс на сохранение конкурентного политического процесса и продолжительную нормальную, просто нормальную, без войн и авантюр, жизнь.
* Андрея Колесникова Минюст РФ считает «иностранным агентом».
Фото: notesfrompoland.com, Adrian Grycuk