Уже очевидно: главными потерпевшими в этом фантастическом по абсурдности шпионском скандале стали российские налогоплательщики.
Именно они оплатили пребывание в США 11 российских граждан, большая часть из которых , как пишут западные СМИ, ссылаясь на свои источники в ФБР, офицеры Службы внешней разведки . Некоторые, как Анна Кущенко (Чапман) провели во «вражеском окружении» полгода, другие как Владимир и Лидия Гурьевы ( они же – «Ричард и Синтия Мёрфи») около 15 лет, третьи , как Михаил Васенков (« Хуан Ласаро») – значительно дольше, и, судя по всему, прежде чем осесть в США, трудились еще в разных других странах.
Расходы
За что платили? Ну, понятно, за дома и квартиры. Андрей Безруков («Дональд Хитфилд») и Елена Вавилова ( « «Трейси Ли-Энн Фоли») на протяжении многих лет снимали квартиру возле кампуса Гарвардского университета ( как минимум, $ 1500-2000 в месяц), а за 2 недели (sic!) до ареста, 9 июня приобрели трехспальный кондоминиум за $ 790 000, для чего взяли кредит – ипотеку в местном банке на сумму $632,000. Очевидно, гасить его будет все та же Российская федерация – или Михаил Фрадков, нынешний глава разведки, расплатится из своего кармана?
А те же Гурьевы/ Мёрфи приобрели в штате Нью Джерси дом за $ 400 000, не бог весть что, конечно, но теперь он станет собственностью правительства США: согласно условиям обменной сделки имущество российских шпионов, которое ими использовалось для работы в качестве «незарегистрированных агентов правительства Российской федерации» (такую вину за собой они все признали) будет конфисковано. Между тем, домик «Мёрфи», как следует из обвинительного заключения ФБР, принадлежал СВР: неудачливые шпионы пытались намекнуть своим работодателям, что неплохо бы их жилье сделать их же собственностью, но работодатель был строг: дескать, стоим на страже государственного имущества и – все тут. Ну, постояли…
Еще из серьезных расходов – оплата обучения в различных университетах. Например, Наталья Переверзева и Михаил Куцик ( «Патриция Миллз» и «Майкл Зотолли» ) получили степень магистров в бизнес-школе Университета Вашингтона ( на западном побережье, в Сиэтле) – это обошлось российским налогоплательщикам примерно в $ 90 тысяч, а тот же Андрей Безруков ( ака «Дональд Хитфилд) имеет аж 4 степени из четырех разных университетов Лондона, Парижа, Торонто и Кембриджа :$ 18 тысяч ( только за обучение без прочих расходов), которые бюджет оплатил ему в Лондонской школе экономики – копейки по сравнению с тем, во что встало обучение в школе для чиновников Гарвардского университета.
Дальше – зарплаты шпионов ( как минимум, по $ 40 тысяч в месяц) – в год выходило на круг не менее $ 5 млн., расходы на становление их бизнес-крыш, зарплаты обеспечивавших их жизнедеятельность сотрудников СВР, курьеров, перевозивших деньги, сотрудников резидентур в разных странах мира , наконец, паспорта, метрики и прочие вещи, необходимые для создания легенды нелегала – короче, российский налогоплательщик заплатил многие десятки – если не сотни миллионов долларов за … - вот за что, это большой вопрос.
Доходы
Их подсчитать не представляется возможным. Даже доходы с книг и фильмов, которые могли бы написать неудачливые шпионы – и те отойдут, согласно соглашению об обмене, правительству США.
Очевидно, невелика и цена добытой ими информации – как было заявлено на суде, состоявшемся в Нью-Йорке 8 июля, «агентам правительства РФ» не удалось достать никаких секретов США – ни в военной сфере, ни в какой иной. Ну, если конечно, не считать за таковыми знание сексуальных предпочтений инвест-банкиров и политиков, оказавшихся в зоне доступа женской части шпионской сети.
«Они не могут нам рассказать ничего, что бы мы уже не знали»,- объяснил причину обменной сделки один из высокопоставленных сотрудников администрации США в интервью газете The New York Times. Пресс-службы главы ЦРУ Леона Панетты и главы СВР Михаила Фрадкова – собственно, именно эти два чиновника вели переговоры по условиям сделки – пока своих комментариев не дали.
Впрочем, на одном российский бюджет сэкономил – на содержании 4 заключенных, которых РФ обменяла на своих шпионов. Трое из них осуждены за связи с иностранными разведками, один – Игорь Сутягин, хотя и поставил свою подпись под признанием вины ( таково было условие его помилования президентом Медведевым), но, по заявлению представителя американского Белого дома, шпионом не был ( видеоинтервью с адвокатом Анной Ставицкой ). Он был включен в список американцами, очевидно, из гуманитарных соображений.
Что еще в активе? Ничего. Позор. Смех мирового разведывательного сообщества : 10 лет российские Бонды работали под колпаком ФБР, как минимум 5 лет вся информация, направляемая ими в Центр, в Москву, одновременно прочитывалась и в Лэнгли.
***
Одно остается непонятным: почему российское правительство так торопилось заполучить домой своих агентов? Из соображений гуманности – де своих граждан в беде не оставим? Или опасались, что те пойдут на сделку с американскими прокурорами и расскажут что-то очень важное? Но – что, коли годами работали под колпаком и колпака этого умудрились не заметить? А, может, разгадка и совсем простая: папа Анны Кущенко , высокопоставленный сотрудник разведки, как писали СМИ, нажал на все кнопки, дабы вызволить из американских застенков свою неудачливую Мату Хари? Кстати, эта самая «Хари» на Родине задерживаться не собирается – манит Лондон ( если, конечно, англичане не закроют ей въезд в страну, как всем 10-м закрыт теперь въезд в США ). Вики Пелаес, жену «Хуана Ласаро», жизнь в России тоже не привлекает, хотя ей и обещали $ 2000 в месяц пожизненной стипендии плюс жилье и оплаченный проезд сыновьям – она собирается вернуться в Перу. Как писали американские репортеры, присутствовавшие на суде, и некоторые другие российские шпионы от перспективы встречи с Родиной были не в восторге, равно как и их дети. Последнее, впрочем, объяснимо: чужая страна, чужой язык, непонятное будущее….