Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Картина мира

Ушли с «Миром»

07.07.2010 | Юнанов Борис | № 23 от 05 июля 2010 года

Подробности продажи французской газеты № 1


164-36-01.jpg

Глобальный медиарынок взбудоражен новостью из Парижа: газета «Монд», флагман французской качественной прессы, сменила владельца. Причина — долги в сумме около €100 млн. До сих пор контрольный пакет акций принадлежал коллективу издания, обеспечивая ему формальную независимость. Теперь, впервые в истории газеты, он перешел в руки сторонних частных инвесторов, тесно связанных с одной из ведущих левых партий. Какой ценой досталась победа и что теперь ожидает первую газету Франции — узнавал The New Times

«Монд» («Мир») не просто газета, это один из символов Франции — наряду с Марианной, Брижит Бардо и Эйфелевой башней. Во все времена, даже кризисные, газета оставалась верна своим принципам: экономить на чем угодно, только не на качестве информации. Издание такого уровня — это еще и серьезный политический ресурс. А во Франции есть человек, задумывающийся об этих материях в последние годы чаще других. Зовут его Николя Саркози.

Кто покупатель?

«Оказавшись в 2007 году в Елисейском дворце, Саркози сразу же стал живо интересоваться ситуацией в ключевых массмедиа, — рассказал The New Times политолог Арно Дюбьен. — Самые известные магнаты прессы — Дассо, Буиг, Боллоре — это все друзья президента, хотя и собственники частных медиаструктур — газеты «Фигаро», телеканала ТФ-1... Что уж говорить об общественных ТВ и радиостанциях, их патроны сейчас напрямую назначаются Елисейским дворцом». Едва до Саркози дошла новость о продаже почти 60% пакета акций «Монд» по цене от €80 млн до €120 млн, он взялся за телефонную трубку. На другом конце провода Ален Минк, доверенное лицо президента в мире массмедиа, бывший глава наблюдательного совета группы «Монд». Еще говорят, что Минк — тайный «делатель королей» во французской политике. Саркози волнует один-единственный вопрос: «Кто покупатель?» — «Пердриель пытается заключить союз с Себрианом и Ришаром, но Ришар пока колеблется. Испанцы готовы внести 50–60 млн» (см. справку на полях). — «Хорошо. Кто еще?» — «Берже, Пигас и Ньель... Они уже объединились». «Нужно усилить позиции Пердриеля», — Саркози кладет трубку. Минк — в тяжких раздумьях: легко сказать — усилить. Как? Ведь многие журналисты газеты до сих пор подозревают его в нечестном переизбрании на пост главы наблюдательного совета в 2007 году...

Тень конкурентов

У Николя Саркози тоже нет повода для эйфории: Пьер Берже, Ксавье Ньель, Матье Пигас... Новоиспеченные олигархи. Ну ладно еще Ньель, он в основном занят развитием своего телекоммуникационного бизнеса. Но Берже, этот хрестоматийный друг Франсуа Миттерана, бывший бизнес-партнер и бойфренд Ива Сен-Лорана, сколотивший капитал на продаже их совместно нажитой коллекции предметов искусства после смерти кутюрье... Вся Франция знает: в 2007-м Берже финансировал предвыборную кампанию Сеголен Руаяль, кандидата в президенты от Социалистической партии, чьи амбиции простираются до 2012 года, когда грянут следующие выборы. Пигас ничем не лучше, за ним маячит тень еще одного президентского конкурента — Доминика Стросс-Кана, социалиста, экс-главы Минфина Франции, ныне главы МВФ. А у того тоже президентские амбиции. Причем не так давно Стросс-Кан прямо обвинил окружение Саркози в попытках «вброса компромата» на него в публичную сферу.

164-36-02.jpg
Эрик Фотторино (слева) собирает утреннюю летучку в «Монд»

Саркози еще не знал о третьем инвесторе — русском олигархе Глебе Фетисове, экс-сенаторе, занимающем 42-е место в списке богатейших бизнесменов России. Видимо, вдохновленный примером Александра Пугачева (сын банкира и сенатора Сергея Пугачева), заполучившего в январе 2009 года газету «Франс-суар», Фетисов сделал амбициозное предложение «Монд» во второй половине июня. Но опоздал. «Вы слишком поздно подали свою заявку», — ответили ему в Париже. «Это была самая вежливая и одновременно снисходительная форма отказа», — не без иронии заметил в разговоре с The New Times политолог из университета «Дени Дидро» Эрик Марти. Самоуверенный русский не учел разницы между полубульварной «Франс-суар» и элитной «Монд».

Ошибка президента

К концу первой декады июня позиции сил, пользующихся поддержкой Саркози, в сделке усиливаются: в пользу Пердриеля высказалась Ассоциация им. Бёв-Мери — основателя «Монд». Но тут Клод Пердриель допускает непростительную оплошность. В любом случае, предупреждает он, потребуется сократить в редакции 100–120 рабочих мест, «и хорошо бы люди ушли по собственному желанию». Берже—Ньель—Пигас (их союз уже прозвали «БНП» по начальным буквам фамилий) тут же дают коллективу «Монд» обещание: увольнений не будет. А еще и предлагают создать специальный фонд поддержки миноритарных акционеров «Монд». Коренной перелом в настроениях происходит 11 июня, когда журналисты узнают о встрече Николя Саркози с директором — главным редактором издания Эриком Фотторино. «Саркози пригласил Фотторино к себе и посоветовал выбрать инвестором Пердриеля — мол, иначе государство вынуждено будет урезать газете субсидии на типографские расходы. «Это была роковая ошибка Саркози, — убежден Арно Дюбьен. — Редакция, и без того не слишком лояльная нынешней власти, встала на дыбы». 25 июня мажоритарный акционер газеты Сообщество редакторов группы «Монд» (СРМ) проводит голосование по инвестиционным предложениям: 90,84% голосов — за «БНП». Пердриель звонит своему союзнику Луи Швейцеру, экс-главе концерна «Рено», ныне возглавляющему наблюдательный совет «Монд»: «Настроения понятны. Я не хочу выступать в роли клина». 28 июня — решающее голосование в наблюдательном совете, в который входит и сам Пердриель. 11 из 20 его членов отдают предпочтение «БНП». К вечеру того же дня весь Париж узнает: победу «левым» олигархам обеспечили два голоса — Пердриеля и Швейцера...
Уже в ближайшие недели новые хозяева потратят €10 млн на латание зияющих дыр бюджета «Монд». Но что будет с газетой? До сих пор было правило: главные редакторы работают на основе ротации, а выбирают их сами журналисты. «Блок «БНП» дал гарантии независимости редакционной политики, мы по-прежнему сможем сами выбирать руководство газеты», — разъяснил The New Times вице-президент СРМ Адриан де Трикорно. — За сотрудниками остается 33% акций, да и менеджмент пока останется прежний». «Через год-полтора во Франции де-факто стартует президентская кампания, кандидаты начнут осваивать медиапространство, — напоминает Эрик Марти. — Вот тогда будет отчетливо видно, кто победил, а кто проиграл в битве за «Монд».


«Монд» (Le Monde — «Мир») — ежедневная вечерняя газета левоцентристской направленности. Основана в 1944 году публицистом Юбером Бев-Мери по личному распоряжению Шарля де Голля. Штаб-квартира расположена в престижном 13-м округе Парижа по адресу: бульвар Огюст Бланки, 80. Тираж газеты, по данным за 2009 год, — 288 049 экз. С 19 декабря 1995 года газета доступна онлайн. Крупнейшим акционером является штат журналистов газеты.

Издательская группа «Монд» создана в 2003 году. Помимо одноименной газеты включает в себя интернет-портал Le Monde Interactif (lemonde.fr., lepost.fr.), ряд иллюстрированных еженедельников (Telerama, La Vie, Courrier International), 50-процентную долю ежемесячного аналитического приложения Le Monde Diplomatique, а также типографию. Персонал группы «Монд» насчитывает более тысячи человек, из них 280 — журналисты газеты «Монд».
Клод Пердриель, издатель еженедельника «Нувель обсерватер»
Хуан-Луис Себриан, глава испанской медиагруппы Prisa, обладающей 15% акций группы «Монд»
Стефан Ришар, бывший замминистра финансов, а ныне глава компании сотовой связи «Оранж», подразделения группы «Франс телеком».

В подготовке материала принимал участие
Сергей Хазов (Париж)

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.