#Мнение

Письмо в будущее в прошедшем

16.04.2023 | Андрей Колесников*, колумнист NT

Режим Путина написал письмо в прошлое мертвым демократическим политикам — Борису Немцову и Егору Гайдару — с отказом от их гуманистического наследия. Но ради обретения будущего России придется вернуться к общечеловеческим ценностям недавнего прошлого, считает колумнист NT Андрей Колесников*

Совет Госдумы принял решение вернуть авторам законопроект об исключении смертной казни из Уголовного кодекса, который был внесен в парламент в 2001 году. В этом регламентно-бюрократическом казусе сошлось все, что произошло со страной за более чем два десятилетия.

В государстве, где символом новой доминирующей социальной нормы стала пригожинская кувалда; смерть в окопах за яхты и дворцы правящего клана считается морально одобряемым героическим поступком; думающая и не утратившая твердых представлений о человеческой морали часть населения именуется «пропиндосской шушерой» (А. Картаполов) или «национал-предателями», а несогласным с превращением страны в тоталитарную сатрапию дают более чем 20-летние, сталинские сроки лишения свободы, отказ от гуманизации УК абсолютно естествен.

Но зловещая символика еще и в том, что законопроект «возвращен» его авторам, которые персонифицировали гуманистический и демократический вектор развития страны — Борису Немцову и Егору Гайдару. Один из них убит, другой умер спустя три года после загадочного отравления, которое теперь, после множества схожих случаев, не кажется таким уж загадочным. Это послание либералам на тот свет от сегодняшнего имитационного парламента, безусловно, символично: авторитарный режим, становящийся тоталитарным, демонстративно отряхнул прах гуманизма и демократии со своих ног. Выносите своих мертвецов…

Генеральная линия биополитики

Закон об электронных повестках — цифровом приглашении на действо под названием «Жизнь за царя» — принимался с грубейшим нарушением регламента и в дикой спешке. Хотя при чем тут регламент, если речь идет о продолжении генеральной линии путинской биополитики: ответственность за происходящую катастрофу с автократом своими телами должны разделить молодые российские мужчины. Для самоедского режима сейчас нет ничего важнее, хотя даже главный поставщик живой силы ко двору его величества Евгений Пригожин предположил, что в принципе цели «спецоперации» можно считать достигнутыми, осталось только «укогтиться» на имеющихся территориях. Правда, процесс «укогтения» может занять годы. А годы и расстояния требуют все больше и больше человеческого материала. 

Бывали такие периоды в истории разных стран, когда такие чистки оказывались обычным явлением, например тогда, когда возникла идея создания очищенного от «шушеры» настоящего «немецкого университета»…

Человеческий материал расходуется как картридж персоналистского режима. Все больше картриджа требуется и для думского «бешеного принтера»: он, как, впрочем, и репрессивная машина, набрал такие обороты, что остановиться в принципе не в состоянии. Нужны новые и новые инициативы по подавлению всего живого, хотя этого живого уже практически не осталось.

Петр Толстой и Ирина Яровая создают рабочую группу по изысканию возможностей запрета на получение доходов в России иностранными агентами и артистами. Так, вероятно, и будет называться новый закон — «Об иностранных агентах и приравненных к ним артистах». Ничего, что здесь нет ни человеческой, ни правовой логики, зато есть коренное противоречие Конституции (то же законоустановление об электронных повестках не соответствует сразу нескольким статьям Основного закона) — главное задавить, заасфальтировать, запретить. А там трава не расти… Впрочем, в этом и замысел.

Толстому и Яровой и в голову не приходит, что не все работающие дистанционно из-за рубежа — иностранные агенты, равно как не все формально признанные иностранными агентами живут за рубежом. И что человек, признанный Минюстом иноагентом, и без их усилий уже не может найти работу в России в принципе: придуманный авторитарным режимом статус — это волчий билет. Словом, проблема доходов в России для иностранных агентов решена, их просто не может быть, потому что любые организации боятся нанимать официальных изгоев. Впрочем, чистки и увольнения, например, в некогда либеральных вузах идут своим чередом, и профессуре необязательно числиться в официальных рядах иноагентов, достаточно просто быть хорошим и известным профессором. Бывали такие периоды в истории разных стран, когда такие чистки оказывались обычным явлением, например, тогда, когда возникла идея создания очищенного от «шушеры» настоящего «немецкого университета»…

Против тренда

Путинский режим в стадии зрелости — самоедский. Он легко разбрасывается и без того убывающим трудоспособным населением. Новые инициативы естественным образом повлекут за собой его дальнейшее сокращение. И в этот процесс включаются чиновники, вроде бы не имеющие отношения к решению усугубляющихся проблем рынка труда и дефицита кадров. Например, глава Следственного комитета Бастрыкин предложил «разработать механизм экономической мотивации предпринимателей, использующих российские трудовые ресурсы, предусмотрев весомый налог за использование иностранной рабочей силы… В целях снижения социальной напряженности целесообразно сформировать дорожную карту по замещению трудовых мигрантов гражданами России».

Они идут в будущее, возвращаясь в далекое прошлое. Как правило, в сталинское время

То есть, как всегда это бывает с нашей российской властью, которая, например, настаивает на том, что надо рожать детей в ситуации, когда репродуктивное планирование затруднено из-за мобилизации и боевых действий, или пытается увеличивать зарплаты, когда производительность труда и так отстает от роста зарплатных доходов, она идет строго против тренда. Возместить потери рабочей силы, происходящие с удвоенной энергией из-за военных действий и бегства молодых мужчин от путинского государства, могут только мигранты. Но именно их решил «замещать» главный следователь страны.

Так случайно совпало, что именно после того как Бастрыкин выступил с этой смелой идеей, Институт демографии ВШЭ обнародовал результаты своего исследования: для сохранения численности населения на уровне 146 миллионов человек России будет необходимо привлекать от 390 тысяч до 1,1 миллиона мигрантов каждый год до 2100-го.

Словом, принципиальный отказ властей разных уровней от профессиональной экспертизы (привыкли же подгонять любой «анализ» под свои идеи, решения и приговоры) привел к тому, что они идут в будущее, возвращаясь в далекое прошлое. Как правило, в сталинское время, судя в том числе по приговорам за «дискредитацию армии» и «измену Родине». Письмо в прошлое мертвым демократическим политикам Борису Немцову и Егору Гайдару — из этой области: отказываемся от любого гуманистического наследия.

Однако будущее России как раз и можно найти в этом сравнительно недавнем — с точки зрения вечности — историческом времени. В «новом мышлении» Михаила Горбачева, в либеральных общечеловеческих ценностях, которые отстаивали Борис Немцов и Егор Гайдар. И помыкавшись, России придется — ради обретения будущего — вернуться к этому демократическому прошлому. Демократия и гуманизм — это не абстрактные лозунги, а прикладная политика, позволяющая нациям жить свободно, богато, счастливо. И мирно — это важный результат демократического развития.


*Андрея Колесникова Минюст России считает «иноагентом».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.